А план и ныне там: почему новая пенсионная реформа опять переносится
История с реформой пенсионных накоплений, которая длится с 2016 года, превращается в бесконечную. Еще в конце января этого года Минфин обещал доработать пакет документов о гарантированном пенсионном плане (ГПП) и повторно его согласовать. Предполагалось, что уже в марте он поступит в правительство. Однако до сих пор законопроект не представлен на обсуждение. Более того, как рассказали источники «Известий», знакомые с ходом процесса, обсуждения, как его доработать, всё еще продолжаются. Как следует из письма (есть в распоряжении «Известий») замминистра финансов Антона Дроздова в Российскую трехстороннюю комиссию (РТК) по регулированию социальных-трудовых отношений, пройти все процедуры Минфин надеется только в конце года.
Строили, строили и приехали
История с новой пенсионной реформой сильно затянулась. За это время концепция уже несколько раз меняла название. Сначала это был Индивидуальный пенсионный капитал, потом — гарантированный пенсионный капитал, теперь — ГПП. Однако со сменой названия скорость утверждения не изменилась. Похоже, реализация проекта снова откладывается, если судить по письму замминистра финансов в РТК.
В нем Антон Дроздов просит перенести обсуждение в РТК пакета документов по ГПП на IV квартал этого года. Свое обращение он мотивирует тем, что законопроект уже был опубликован, прошел межведомственное согласование и публичные обсуждения. В результате он получил значимые замечания и предложения, «рассмотрение и реализация которых требует дополнительного времени и повторного проведения процедур». На что нужно время.
«В связи с этим просим перенести рассмотрение указанных проектов на заседании Российской трехсторонней комиссии на IV квартал 2020 года», — отмечается в письме.
В РТК подтвердили «Известиям», что пока документ не планируется к обсуждению, ясность появится в конце года.
Действительно, опубликованные Минфином в конце октября прошлого года поправки в законодательство получили многочисленные замечания. В частности, Минтруду не хватило прописанных гарантий ответственности негосударственных пенсионных фондов за сохранность средств. Работодатели в лице Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) сочли, что ГПП, имея существенные льготы, составит нерыночную конкуренцию уже существующим корпоративным программам. Также члены РСПП отметили, что им недостаточно стимулов, чтобы софинансировать взносы сотрудников.
Участники рынка подчеркивали, что незначительная часть людей захочет добровольно участвовать в ГПП, поскольку у большинства населения для этого недостаточно доходов. Поэтому, отмечали представители НПФ, необходимо софинансирование со стороны государства.
В середине января этого года замминистра финансов Алексей Моисеев (именно он тогда курировал это направление в ведомстве) сообщил, что уже завершен сбор предложений по доработке законопроекта, они анализируются и вскоре будет опубликован обновленный текст. В марте 2020 года документ планировалось внести в правительство.
Чуть позднее первый зампред ЦБ Сергей Швецов в Госдуме заявил, что публикация новой редакции, с учетом результатов общественного обсуждения, планируется в середине февраля. А в нижнюю палату документ поступит в начале осени 2020 года. В этом случае система сможет заработать с 1 января 2022 года. Причем дедлайн переносился уже неоднократно. Сейчас и новый горизонт кажется не очень реальным.
Как рассказали «Известиям» в Минтруде, РСПП, Торгово-промышленной палате (ТПП), доработанный проект по ГПП к ним не поступал. О том же сообщили участники рынка.
Пока в рамках редких совещаний и встреч продолжается обсуждение, рассказали «Известиям» источники, знакомые с ходом процесса. В частности, сообщил из них, остается вопрос, как мотивировать граждан и работодателей инвестировать в дополнительную пенсию. По его словам, одним из стимулов может быть расширение списка критических ситуаций, когда человек имеет право досрочно воспользоваться хотя бы частью накопленных средств.
— Этот вопрос обсуждается, — уточнил он.
О том, что необходимо расширить список оснований для досрочного использования средств, сообщил «Известиям» и президент ТПП РФ Сергей Катырин (палата концептуально поддержала инициативу по ГПП). Например, без ограничения разрешить направлять деньги на лечение (сейчас предусмотрен очень узкий круг заболеваний), а также на приобретение первого жилья, использовать эти средства в качестве залога под ипотеку. Также нужно увеличить количество налоговых преференций, считает Сергей Катырин.
Четыре года ждали и еще подождем
Пресс-служба Минфина подтвердила «Известиям», что сейчас совместно с Банком России завершается доработка документа по представленным замечаниям и предложениям. И ведомство планирует внесение его в правительство в нынешнем году. Пресс-служба Центробанка также заверила, что регулятор продолжает взаимодействие с финансовым ведомством по разработке документа.
Однако, как напомнил один из источников «Известий», уже летом прошлого года («Известия» писали об этом) ЦБ начал постепенно дистанцироваться от истории с ГПП. После решения о полностью добровольном формате подключения регулятор счел, что вся затея теряет смысл, поскольку чрезвычайно ограниченное число будущих пенсионеров захочет выделять из своих и без того небольших бюджетов средства на участие в программе. А в начале года, как рассказывали источники «Известий», Центробанк окончательно переключился с одного продукта на развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в целом.
По мнению члена комитета ГД по финрынку, руководителя рабочей группы по законодательному обеспечению развития пенсионной системы Дмитрия Скриванова, логично сейчас говорить именно о комплексном развитии системы НПО, чтобы люди имели возможность накопить дополнительные средства к государственной пенсии.
— Мы в марте подготовили и обсудили план законотворческой деятельности по этой теме, в мае должны были окончательно согласовать и приступить к работе, но вмешалась пандемия. Возникли более приоритетные задачи и график несколько сдвинулся. Но сейчас уже планируем начать работу, — сообщил депутат.
Как полагает проректор Финансового университета при правительстве России Александр Сафонов, решение по ГПП необходимо участникам рынка, поскольку нужно поставить точку в вопросе о механизме управления накоплениями, которые формировались у граждан в системе обязательного пенсионного страхования. Действительно, идея с новым продуктом возникла именно из-за того, что с 2014 года новые поступления в систему прекратились из-за моратория, они идут на выплаты нынешним пенсионерам.
— Необходимо объединить счета и предоставить право гражданам самостоятельно распоряжаться средствами, которые были накоплены из разных систем: корпоративной пенсии, личных отчислений и отчислений за счет работодателей, которые делались до 2014 года, — прокомментировал эксперт.
А гендиректор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев уверен, что, учитывая полную дискредитацию идеи ГПП (ранее — ГПК, ИПК), вероятнее всего, законопроект не будет принят в ближайшее время.
— Ведомства пытаются «сохранить лицо» и поэтому постоянно анонсируют его доработку, несмотря на то, что все социальные партнеры дали ему негативную оценку, — подчеркнул он.
Евгений Якушев считает, что наиболее востребованы у населения индивидуальные инвестиционные счета, поэтому оптимальным видится сценарий использования предусмотренных законопроектом о ГПП налоговых льгот для долгосрочных сбережений в формате ИИС, предлагаемых профильным сообществом.
Анна КАЛЕДИНА, Анна ИВУШКИНА