Деньги: В каком направлении движется авторынок
Авторынок, возможно, еще не достиг дна, но оно уже показалось. Средний ценовой сегмент фактически уничтожен, госпрограмма льготного кредитования подталкивает покупателя в объятия отечественного автопрома, автодилеры активно рекламируют лизинг. Однако в такой ситуации граждане скорее или откажутся от покупки, или выберут качественную иномарку с пробегом.
"Автомобильный рынок падает уже два года. Но такого обвала, как в начале 2015-го, рынок еще не видел",— говорит президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Владимир Моженков. По оценкам Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в марте российский авторынок рухнул на 42,5%. До этого было падение в январе на 24% и обвал в феврале на 38%.
В марте Минпромторг, оценив масштаб катастрофы, принял решение о запуске с 1 апреля двух госпрограмм поддержки отечественного автопрома — льготного автокредитования и льготного лизинга. Согласно условиям программы субсидирования ставки по автокредитам, при первом взносе не менее 20% стоимости машины проценты будут снижены за счет государства на 2/3 ключевой ставки Банка России (14% годовых).
Кредит выдается на три года, но стоимость автомобиля, попадающего в программу, ограничена 1 млн руб. "Коммерческие банки сами определяют, на какие модели будут распространяться условия их льготных программ",— уточнили в Минпромторге. Собственно, это не новая программа, а продление действовавшей с корректировкой отдельных параметров, например предельной цены машины.
В прошлом году под такую льготную госпрограмму попало бы 65% рынка. Сейчас — 20%. "В принципе все понимают, что эта программа направлена в основном на поддержку АвтоВАЗа",— говорит топ-менеджер одного из дилерских центров, пожелавший сохранить анонимность. По его словам, чтобы в программу попали те же машины, что и в прошлый раз, когда субсидировали ставку на кредитование автомобилей ценой до 750 тыс. руб., планку нужно поднимать до 1,3 млн руб.
На сайте Юникредит-банка, одним из первых объявившего о выдаче автокредитов в рамках новой программы, прямо указано, что кредит со сниженной ставкой по госпрограмме можно взять только на покупку Lada и "УАЗа". Локо-банк уже оформил первый кредит по госпрограмме на УАЗ "Патриот": при цене автомобиля 645 тыс. руб. выгода от субсидии составит 90 тыс. руб. "При покупке самого популярного российского автомобиля Lada Granta выгода от субсидии ставки для покупателя составит от 40 тыс. до 55 тыс. руб. Для другой популярной модели, Kia Ceed в одной из максимальных комплектаций (при сумме кредита 800 тыс. руб.), выгода для клиента составит более 130 тыс. руб.",— говорит старший вице-президент банка ВТБ 24 Алексей Токарев.
Условия лизинговой госпрограммы неожиданно оказались интереснее, чем в случае с автокредитами, поскольку здесь максимальный лимит стоимости автомобилей не должен превышать 5 млн руб. В этом случае субсидируется часть авансового платежа, причем впервые этим могут воспользоваться и физлица. Как пояснил вице-президент компании "Европлан" Александр Михайлов, внести аванс обычно труднее всего: компании нужно изымать эти деньги из оборота, а гражданам --копить. "В рамках госпрограммы мы сможем передавать некоторые автомобили в лизинг с нулевым авансом и сниженными ежемесячными платежами",— уверяет он.
На эту программу возлагаются определенные надежды, так как планка 5 млн руб. существенно расширяет возможности выбора автомобилей. "На 10% стоимости автомобиля будет снижен размер аванса, и, как следствие, серьезно уменьшена общая сумма выплат по договору лизинга. В ряде случаев — прежде всего в лизинге легковых автомобилей сроком на 1-1,5 года — клиенты смогут получить автомобиль, заплатив нулевой аванс",— говорит Александр Михайлов. По его словам, многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика автомобиля. "К этой скидке прибавится субсидия аванса, а значит, общая скидка может выйти более 20% стоимости машины — огромная сумма, особенно сегодня",— отмечает он.
Тем не менее большинство экспертов уверены, что лизинг для физических лиц в нашей стране не вызовет ажиотажа. "Он просто невыгоден физлицам",— говорит директор по налоговой практике компании "Делойт" Татьяна Кофанова. По ее словам, никаких специфических налоговых льгот в случае с лизингом для физлиц нет. "Юридические лица могут уменьшать налоговую базу на прибыль по договору лизинга, плюс автомобили не будут включаться в облагаемую базу по налогу на имущество",— поясняет она преимущества лизинга для компаний.
Эксперты "Делойт" сделали расчет для автомобиля стоимостью 1,5 млн руб. при покупке его физическим лицом. "Получается, что если брать лизинговую программу и просто программу автокредитования, то переплата по лизингу в среднем составит в два раза больше, чем по обычному автокредиту. Поэтому это просто элементарно пока невыгодно. Возможно, благодаря госпрограмме отношение и изменится, но это будет постепенный процесс, и он будет завязан на дополнительное получение льгот для физлиц",— говорит Татьяна Кофанова. С этим согласен и начальник отдела по корпоративным продажам и продажам малотоннажных автомобилей "Панавто" (официальный дилер "Мерседес-Бенц") Иван Спицкий: "Лизинг для физических лиц не дешевле, чем кредит, при этом он не дает ни дополнительной экономии на налогах, ни положительных бонусов в смысле удобства обслуживания автомобиля (это делает лизинг оперативным и очень дорогим из-за кредитных ставок в России), а сложность его получения сравнима с получением кредита".
Но как бы то ни было, сейчас для лизинговых компаний наступает удачное время. Благодаря повышению цен и ограничениям госпрограммы по автокредитам они могут заполучить существенный процент клиентов среднего класса, до сих пор предпочитавших кредитные автомобили.
К тому же обе госпрограммы распространяются только на автомобили 2015 года выпуска. То есть старый X-Trail из запасов 2014 года за 840 тыс. руб. по программе льготного автокредитования уже не возьмешь. Это требование вообще выводит за рамки программы автокредитования большинство моделей, представленных на рынке.
Тренд с пробегом
Пока не очень понятно, насколько госпрограммы смогут оживить потребительский спрос на авторынке. Национальное агентство финансовых исследований выяснило, что число желающих купить машину за свои деньги выросло в начале 2015-го до рекордного уровня за последние годы — 58%. А вот количество тех, кто планирует брать машину в кредит, сократилось вдвое.
Сокращение автокредитования уже больно ударило по автодилерам, которые в прошлом году продавали порядка 45% автомобилей в кредит. Сейчас доля кредитных машин в продажах сократилась у дилеров втрое. У банкиров оценки еще пессимистичнее. По словам директора по развитию автокредитования Локо-банка Андрея Ермакова, доля продаж машин в кредит снизилась до 10%.
Судя по опыту предыдущих госпрограмм, субсидирование автокредитов уже не раз выручало авторынок. Но за последние несколько месяцев рынок пережил слишком много драматических событий, и ключевым стало резкое подорожание автомобилей. "Цены на автомобили стремительно растут с прошлой осени и продолжают расти. Некоторые бренды даже временно "откатили" цены из-за падения спроса, но тренд на постепенное повышение по рынку сохраняется",— отмечает исполнительный директор компании "Рольф" Виталий Павловский.
Из-за неравномерного роста стоимости новых машин у автопроизводителей на рынке произошел ценовой перекос — стоимость недорогих иномарок подтянулась к нижней планке цен премиальных автомобилей. В результате стоимость таких машин, как, например, Ford EcoSport, сейчас сопоставима с ценой BMW Х1 — 1,3 млн руб. Из-за этого в первые несколько месяцев в премиум-класс пошла часть покупателей, которая вообще-то не рассчитывала покупать дорогую машину.
Глава небольшой рекламной фирмы Елена М. планировала продать свою пятилетнюю Mazda 6 за 750 тыс. руб. и купить либо новую Mazda, либо Opel. Машина была выставлена на продажу еще в декабре, но до сих пор не продана. Новые цены на Opel и "голую" Mazda — более 1 млн руб.— напугали Елену. В итоге бюджет покупки вырос до 1,4 млн руб., и на прошлой неделе Елена купила за эти деньги BMW X1.
Тем не менее, судя по статистике АЕБ, оставшиеся на рынке покупатели скорее переориентируются не на премиальные машины, а на автомобили экономкласса. "Сейчас самый заметный тренд — переориентация со среднего на более дешевый ценовой сегмент",— говорит председатель комитета "Опоры России" по транспорту Глеб Киндер.
То же самое наблюдается и на вторичном рынке.
"Если говорить о списке самых продаваемых автомобилей, то тут заметно смещение в пользу отечественного автопрома",— говорит руководитель ресурса Auto.ru Роман Абрамов. По его словам, предложение на вторичном рынке сейчас растет быстрее, чем спрос. "Повлиял уход с российского рынка популярных западных иномарок — предложение некоторых из этих брендов в апреле выросло более чем на 35% по сравнению с февралем",— рассказал Абрамов. На новую Opel Astra концерн GM сейчас дал большой дисконт, ее можно купить за 750-850 тыс. руб. Но уход GM с рынка отпугнул не только часть покупателей, но и владельцев Opel — многие из них срочно выставили свои машины на продажу.
При этом сейчас погоду на рынке вторичных автомобилей делают не частные продавцы, а крупнейшие автодилеры. По наблюдениям Дмитрия Бабарыкина, директора департамента продаж машин с пробегом ГК "Автоспеццентр", число людей, которые сменили приоритеты, предпочитая новым автомобилям подержанные, уже составляет 15%.
До недавнего времени цены на вторичном рынке росли. Пытаясь отыграть повышение стоимости новых автомобилей, частные продавцы повышали цены. Согласно оценкам Сергея Целикова, главы агентства "Автостат", на вторичном рынке цены выросли в общей сложности на 28%. Однако в марте они уже начали проседать на 5-7%. "Согласен, падение цен — это тренд, причем дилеры быстрее реагируют на все изменения, потому что в отличие от частников они понимают и видят реальный рынок",— говорит Дмитрий Бабарыкин. Однако не факт, что падение цен на вторичном рынке и рост цен на новые автомобили заставят большинство покупателей переориентироваться на покупку машины с пробегом. Многие просто откажутся от покупки.
Глеб Киндер напоминает, что все то, что сейчас происходит на авторынке, мы уже проходили в 2008-2009 годах: "Сейчас ситуация повторяется с определенными нюансами, но в целом тренд очень похож". В 2009-м рынок рухнул на 50%, было продано всего 1,4 млн автомобилей. То есть дна рынок еще не достиг.
Мария ГЛУШЕНКОВА