Коммерсант: Китайские машины лишили льгот
Как стало известно "Ъ", в госпрограмме льготного автокредитования есть непубличные условия. Соглашения Минпромторга с банками ограничивают применение льгот только машинами российских и локализованных в стране производителей. Страдают в результате в основном китайские бренды, в том числе и те, которые наладили в России крупноузловую сборку. По данным "Ъ", покупатели уже обратились за помощью в ФАС.
Источники "Ъ" на авторынке и в банках рассказали, что программа льготного автокредитования, запущенная государством с 1 апреля, не включает импортные автомобили. По постановлению правительства льготы могут получить покупатели легковых и легких коммерческих машин 2015 года выпуска ценой до 1 млн руб., других ограничений нет. В министерстве "Ъ" заверили, что ограничений "по уровню локализации нет", банкам и лизинговым компаниям просто "выгоднее" работать с локализованными производителями, "минимизируя свои и клиентские риски". Но собеседники "Ъ" утверждают, что в договорах Минпромторга с банками записан список производителей. Глава бизнеса автокредитования банка "Санкт-Петербург" Денис Романов говорит, что это условие обязательно. В Московском кредитном банке уточнили, что в приложении к их договору записаны коды 34 локализованных в РФ производителей. Это подтверждают и в "Ак Барсе".
На программу льготного автокредитования в бюджете до конца года выделено 1,5 млрд руб., что, по оценкам Минпромторга, позволит продать до 200 тыс. машин. При внесении не менее 20% предоплаты ставка по кредиту на срок до трех лет снижается на две трети ключевой ставки ЦБ (сейчас 14%). То есть процент по кредиту не превысит 15%, средняя ставка — 12,32%.
По данным Минпромторга, за первые пять дней действия программы поступило 11,3 тыс. заявок, одобрены 6,2 тыс., по 884 договорам прошла оплата. В ВТБ 24 сообщили, что за первые две недели одобрено почти 10 тыс. заявок. В "Ак Барс" на 14 апреля подано более 400 заявок, в "Санкт-Петербург" — 100 заявок. Исполнительный директор дилерской компании "Рольф" Виталий Павловский поясняет, что сейчас 35-40% кредитных сделок идет по льготной программе. Наибольший интерес вызывают Hyundai Solaris, Ford Focus и EcoSport и Renault Duster. В ВТБ 24 к популярным моделям добавляют Lada Granta и Kia Rio.
О том, что в программе льготного автокредитования могут появиться новые ограничения, в том числе по месту производства машин, источники "Ъ" говорили еще в марте. Однако в результате других условий программы, в первую очередь планки стоимости автомобиля, пострадал лишь ограниченный список марок, в основном китайские бренды. Замгендиректора Haval (бренд Great Wall) Михаил Роткин подтвердил, что, поскольку у компании пока нет производства в России (запуск завода в Тульской области запланирован на 2017 год), она не может участвовать в программе. В Changan говорят, что компании хотелось бы попасть под категорию субсидированных брендов в будущем — сейчас у нее нет проблем с продажами, поскольку они пока невелики. Но в программу не попали и китайские бренды, машины которых собираются в России (на черкесском Derways выпускают Lifan, Geely, Chery, Brilliance, Jac, Hawtai). В Chery условиями программы недовольны, замечая, что к европейским брендам с уровнем локализации не выше, чем у Chery, "проявили большую благосклонность". "Мы приносим инвестиции и технологии в Россию, но дискриминируют почему-то не концерны из западных стран, которые вводят санкции, а китайские бренды!" — возмущается российский топ-менеджер другого китайского автоконцерна.
Директор петербургского "Автостиля" (дилер Lifan, Changan) Дмитрий Юрченко подтвердил, что банки отказываются льготно кредитовать машины китайских марок, но "никто не называет причин официально". По его словам, неофициально объясняют, что "высшее руководство банка так решило", либо ссылаются на "список Минпромторга", либо утверждают, что "не верят, что машины будут продаваться". Дилер уже наблюдает отток клиентов, ждавших программы, к европейским конкурентам, хотя с ее учетом в апреле ожидал роста продаж на треть. По словам господина Юрченко, вчера 33 клиента, которые хотели купить автомобили Lifan по льготной программе, пожаловались на ограничения в петербургское УФАС. В ФАС ситуацию вчера не комментировали.
Управляющий партнер "Кульков, Колотилов и партнеры" Максим Кульков полагает, что основания обращаться в ФАС есть — по сути, госорганы дискриминируют определенных производителей. Потребители могут также обратиться в суд с требованием компенсации убытков. Рассмотрение жалоб может повлечь за собой предписание в адрес банков, но процесс занимает полгода-год, то есть рискует завершиться уже по истечении программы.
Яна ЦИНОЕВА