Отложные нужды: эксперты прогнозируют снижение расходов на нацпроекты на 10-25%

Пандемия коронавируса может изменить стратегию государства в достижении национальных целей. Аналитики прогнозируют сокращение финансирования нацпроектов в 2020 году на 150 млрд рублей, а в следующем — на 100 млрд. Об этом говорится в обзоре «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы» рейтингового агентства «Эксперт РА». Как считают авторы исследования, инвестиции в будущее окажут экономике страны умеренную поддержку: в 2020-м падение ВВП составит 3,8% вместо 4,5%, а в следующем году реализация стратегических целей добавит 0,6%. Ранее планировалось, что этот показатель будет почти в три раза выше. Эксперты считают, что в нынешней ситуации цели нацпроектов уместно максимально адаптировать под текущие задачи.

С поправкой на пандемию

На прошлой неделе президент Владимир Путин подписал новый указ о развитии России до 2030 года. Документ определил пять стратегических задач, финансирование которых адаптировано под текущие цели, отмечают эксперты. Как говорится в обзоре, с которым ознакомились «Известия», существенная часть средств, выделенных в рамках нацпроектов, — это расходы, которые производились и раньше, но за счет федерального бюджета. Например, 19% денег, предоставленных на нацпроекты в 2019 году, и более 26% в 2020-м было выделено на поддержку семей в виде материнского капитала. В условиях кризиса, вызванного пандемией, нацпроекты в еще большей степени будут выполнять задачи текущей бюджетной политики, уверены аналитики «Эксперт РА».

Как отмечается в обзоре, «реализация нацпроектов оказалась заторможенной как из-за «бутылочных горлышек» и неготовности проектов, так и из-за смены приоритетов в президентском послании 2020 года и у нового правительства, после чего сразу началась пандемия». Ее последствия оказались многоуровневыми — из профицита бюджет ушел в дефицит, потребовались большие контрциклические расходы.

«Мы можем ожидать активного использования нацпроектов при реализации программы восстановления экономики с увеличением доли и масштабов финансирования проектов в области здравоохранения, демографии и развития малого и среднего предпринимательства (МСП)», подчеркивается в исследовании. По мнению экспертов, очевидным инструментом поддержки отечественных производителей может стать и дорожное строительство. При этом проекты по цифровизации и развитию экспорта могут оказаться отложенными со сдвигом приоритетов на социальную политику.

В начале кризиса поднимался вопрос о сокращении программы нацпроектов из-за снижения налоговых поступлений. Однако переход к более активным заимствованиям на фоне снижения процентных ставок обеспечивает защиту существенной части проектов в 2020–2021 годах. Заявленные сокращения в рамках бюджетной оптимизации связаны с замедлением экономической активности. Аналитики «Эксперт РА» прогнозируют, что общий объем израсходованных на нацпроекты средств в 2020 году будет примерно на 150 млрд рублей меньше запланированного, в 2021-м — приблизительно на 100 млрд. По их мнению, сокращение финансирования от 10 до 25% произойдет почти по всем категориям, причем максимально финансирование урежут на нацпроекты «Наука», «Цифровая экономика» и «Международная кооперация и экспорт». Исключение, согласно прогнозу, составит цель «Здравоохранение», расходы по которой, напротив, будут увеличены на 10% за счет дополнительных выплат медикам и обеспечения инфраструктуры для преодоления пандемии.

По некоторым проектам, например, сокращение финансирования проекта «Демография» произойдет естественным путем — за счет снижения обращения граждан за материнским капиталом, рассказал главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.

— Мы предполагаем, что пандемия и карантинные ограничения серьезно повысили неопределенность, доходы многих семей снизились, поэтому многие люди отложили рождение ребенка, — пояснил он.

План спасения

Как подчеркивается в обзоре, увеличение совокупных госрасходов за счет нацпроектов составляет 1,7 трлн и 2 трлн рублей в 2019 и 2020 годах соответственно. Согласно оценке агентства, с учетом снижения финансирования и замедлением экономической деятельности из-за ограничений, связанных с коронавирусом, это повысит темпы экономического роста на 0,7% в 2020 и 2021 годах.

— Вклад в темпы роста ВВП в размере 0,7% ВВП будет обеспечен за счет осуществления государственных расходов по национальным проектам. В первую очередь инфраструктурным — «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда». В соответствии с базовым прогнозом без учета исполнения расходов по нацпроектам падение российского ВВП в 2020 году составило бы 4,5%, а с учетом нацпроектов — 3,8%, — прогнозирует Антон Табах.

Часть нацпроектов готовилась к пересмотру или актуализации еще до пандемии, а кризис только ускорил наступление этого момента, отметила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. В пример она привела проект «Цифровая экономика», который подвергается оптимизации уже не первый год.

— В 2019 году бюджет программы был сокращен более чем на 50% — с 3,5 млрд до 1,6 млрд рублей, практически пропорционально доле недостигнутых показателей. Сейчас, в 2020 году, будет предположительно заблокировано 14,34 млрд рублей из выделенных 124 млрд. Аналогичная картина и по другим проектам, — отметила эксперт.

Впрочем, по ее мнению, финансирование в любом случае должно иметь эффект — общественный или коммерческий. И он должен быть получен даже в условиях пандемии.

— Средства перераспределяются таким образом, чтобы получить платежеспособный спрос и тем самым сформировать возможность роста ВВП, — уточнила Ольга Лебединская.

Руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве Константин Ордов призывает не поддаваться иллюзиям относительно роли нацпроектов в текущей жизни россиян.

— Ожидаемый вклад в ВВП от нацпроектов связан не с их эффективностью либо возвратом инвестиций, а лишь арифметически отражает объем потраченных средств, которые предварительно были собраны государством и выведены из экономического оборота. Это не умаляет ценности и важности расходов в рамках нацпроекта «Здравоохранение», когда средства идут на доплаты медикам и открытие новых медицинских учреждений, — сказал он, подчеркнув, что не стоит путать прямые антикризисные меры поддержки с мерами долгосрочной государственной политики.

Как полагает эксперт, нацпроекты целесообразно адаптировать под стратегию развития малого и среднего бизнеса, а также внедрение безусловного дохода для граждан, потерявших заработок на фоне господдержки роботизации и автоматизации производств, направленных на взрывной рост производительности труда и среднего уровня доходов россиян, готовых адаптироваться к посткризисной «новой нормальности».

Анна КАЛЕДИНА