Коммерсант FM: «Схема продажи долгов заемщикам всегда очень выгодна для обеих сторон»

Участники финансового рынка нашли альтернативу коллекторам. "Плохие" долги все с большей охотой выкупают те, кто должен заемщику, для взаимного расчета. Подобная мера имеет ряд преимуществ перед традиционной: физлица платят банку более высокую цену, к тому же для осуществления подобных сделок не требуется разрешение клиента банка, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".

Российские банки стали чаще продавать долги физических лиц другим гражданам. Об этом пишет газета "Ведомости" со ссылкой представителей банков. По их словам, права требования по кредиту, как правило, приобретают у банка должники самих "плохих" заемщиков для взаимного расчета. Например, это бывшие партнеры по бизнесу, поясняют банкиры. Зачастую экс-супруг выкупает долг бывшей жены, а она, в свою очередь, обещает не подавать на алименты. На рынке растет число просроченных выплат по кредитам: банки ищут пути сокращения издержек, а коллекторы выкупают долги все с меньшей охотой, пояснил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.

"Предложение "плохих" долгов растет, спрос, напротив, падает. Риски возрастают со снижением реальных доходов населения, поэтому банки вынуждены играть новые формы работы с "плохими" долгами. Обычно портфели "плохих" долгов продаются банками коллекторам по очень низкой цене — от 2% и ниже. В то же время, если продавать долги физлиц, например, должникам этих физлиц, то можно получать гораздо более высокую цену, продавать долги с дисконтом, скажем, 15-20%", — рассказал Осадчий.

Как отмечают опрошенные "Коммерсантъ FM" банкиры, передача долгов физлиц другим физлицам — абсолютно законная процедура в России. Более прозрачным этот процесс сделал закон о потребительском кредите, он был принят летом 2014 года. В документе прописана возможность продавать задолженность гражданам и организациям без банковской лицензии. Такой инструмент выгоден всем сторонам сделки, кроме того, для нее даже не нужно разрешение клиента банка, чей долг продается. Это отметил заместитель председателя правления Ланта-Банка Дмитрий Шевченко.

"Получается, подзачет идет: я покупаю долг моего кредитора, соответственно, я его покупаю дешевле, а подзачет делаю по номиналу. В принципе, такая схема всегда очень выгодна для всех сторон. Коллекторы — это целая процедура, и если это досудебная, то надо звонить, уговаривать, если это судебная процедура, то это, соответственно, судебные расходы, там это же все долго. Здесь покупается долг должником, для зачета достаточно заявления одной стороны, и обязательство просто прекращается и все. Не нужно согласие кредитора, если иное не установлено в самом основном обязательстве, которое уступается, но, как правило, никогда иное не устанавливается", — уточнил Шевченков в эфире "Коммерсантъ FM".

Продажа проблемных банковских долгов физическим лицам — перспективный в России финансовый инструмент, уверен гендиректор Центра развития коллекторства Дмитрий Жданухин.

"Схема очень интересная, и она будет все больше развиваться. Будут появляться целые биржи такого рода долгов, и в результате долговая безопасность улучшится, взыскиваемость тоже, соответственно, кредиты будут стоить дешевле. Конечно, интересны долги более-менее крупные, ипотека. За рубежом это достаточно давно практикуется, и даже есть своего рода аукцион по долгам физлиц, когда на аукционе с течением времени стоимость долга опускается, и этот долг может выкупить даже сам незадачливый должник или какие-то его доброжелатели или недоброжелатели", — отметил Жданухин.

К марту этого года ссуды с просроченными платежами свыше 90 дней достигли почти 950 млрд руб. Это порядка 9% от всех розничных кредитов, свидетельствуют данные Центробанка.

Лилия ПОНОМАРЕВА