​COVID по карману: 47 регионов завершили полугодие с дефицитом бюджета

По итогам первой половины 2020 года расходы 47 российских регионов превысили их доходы, подсчитали в компании Finexpertiza. До пандемии — в начале марта — дефицитных регионов было 16. Суммарный «минус» за январь–июнь составил 213 млрд рублей — против профицита в 341 млрд в начале весны. Наибольший недобор бюджетных средств был зафиксирован в Москве и Подмосковье, Татарстане, Свердловской и Челябинской областях. По итогам года финансовая «дыра» на местах может стать еще больше и достигнуть 1,5 трлн, прогнозируют эксперты, тогда как 2019-й регионы завершили с небольшим плюсом в 5 млрд. Впрочем, рисков для устойчивости бюджетной системы субъектов нет: они подошли к кризису со значительной подушкой безопасности и комфортным уровнем госдолга.

Половина — в «минусе»

Нынешний кризис отличается от всех предыдущих тем, что он серьезно затронул богатые промышленные регионы и крупные города с развитой сферой услуг, отмечают авторы исследования. Так, субъектом с наибольшим дефицитом по итогам шести месяцев 2020 года стала Москва — ее расходы превысили доходы на 160 млрд рублей. При этом для столицы с ее огромным бюджетом такой недобор более чем посилен: эта сумма сопоставима с 12% расходов, говорится в исследовании Finexpertiza.

На втором месте по размеру дефицита оказалось Подмосковье: регион ушел в «минус» на 55,5 млрд рублей. В разгар пандемии там действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий, напомнили авторы документа. Это привело к сокращению оборотов, прибылей и, соответственно, налоговых сборов. Одновременно резко выросли расходы на здравоохранение и социальную поддержку.

Третье место среди самых дефицитных регионов после Москвы и области занимает Татарстан (–25,3 млрд рублей, или 15% от расходов за полугодие). По мнению представителей Finexpertiza, отрицательное сальдо бюджета республики объясняется снижением нефтяных цен. Во время пандемии котировки Urals ставили антирекорды, падая до минимума 1999 года в размере 10,2$ за баррель.

Далее в рейтинге идут индустриальные Свердловская, Челябинская, Иркутская области (–17,4 млрд, –10,3 млрд и –8,6 млрд соответственно), Башкортостан (–8,21 млрд), а также Санкт-Петербург (–8,19 млрд). Кроме того, серьезное отрицательное сальдо показали Архангельская и Кемеровская области (–8,1 и –7,2 млрд).

Авторы исследования подсчитали: суммарная «бюджетная дыра» всех регионов составила 213,7 млрд рублей. От этого субъекты не спасли даже щедрые трансферты из федерального центра: в общей сложности денежная помощь в виде субсидий, дотаций, субвенций и других межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн рублей. Кроме того, дополнительные деньги выделялись территориальным фондам ОМС на борьбу с коронавирусом и оплату труда врачей.

При этом тремя месяцами ранее, в конце марта, субъекты показывали профицит в 341,3 млрд рублей — таким образом, за II квартал они ухудшили финансовый результат на 555 млрд. Год назад финансовые результаты тоже были лучше: шесть месяцев 2019-го субъекты закончили с плюсом в 696 млрд рублей.

Бюджетные отличники

Впрочем, 38 регионам удалось выйти в «ноль» и даже показать профицит бюджета. Лучше всех с этим справилась Сахалинская область, закончившая полугодие с положительным сальдо в 43,4 млрд рублей, что составляет 52% ее расходов. Хорошие результаты продемонстрировали Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа (там профицит составил 38,8 и 12 млрд соответственно), Дагестан (+11 млрд), а также Тюменская, Воронежская, Ленинградская области (+9,4 млрд, +8,3 млрд, +6,2 млрд).

«Известия» направили запросы в субъекты России с просьбой пояснить такие финансовые результаты по итогам полугодия. Оперативно ответили только в Ямало-Ненецком АО. Там подтвердили данные исследования и сообщили, что профицит обусловлен поступлением налогов на прибыль и имущество организаций, а также равномерностью расходования средств.

В пресс-службе Минфина «Известиям» заявили, что правительство предусмотрело 300 млрд для обеспечения устойчивости региональных бюджетов в связи с пандемией. Часть финансовой поддержки уже направлена, а осенью будет третий транш в размере 100 млрд рублей. Там также отметили, что министерство следит за ситуацией с региональными бюджетами и по мере необходимости оказывает дополнительную поддержку.

Основная причина ухудшения финансового положения субъектов — замедление экономики, вызванное карантинными мерами, пояснила руководитель группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова. Спад деловой активности и потребления привели к сокращению поступлений по налогам на прибыль и НДФЛ — основополагающим для большинства российских субъектов. Кроме того, вводились региональные меры поддержки бизнеса — например, отсрочка по налогу на имущество организаций, который тоже очень важен для региональных бюджетов, напомнила эксперт.

При этом эффект от пандемии регионы ощутили еще не до конца, полагает Елена Анисимова. По итогам года их доходы могут сократиться на 15% относительно уровня прошлого года — и трансферты федерального центра вряд ли помогут закрыть эту «дыру».

— Исходя из объявленных ранее мер поддержки, регионам в 2020 году будет выделено 300 млрд рублей дополнительной помощи. Даже если предположить, что объем субсидий увеличат, скажем, до 500 млрд рублей, этого всё равно будет недостаточно: совокупные потери, по нашим расчетам, могут составить до 1,4–1,5 трлн рублей, — прогнозирует Елена Анисимова.

Бюджетный дефицит в 2020 году связан с готовностью того или иного субъекта РФ использовать максимальное число инструментов для социальной и экономической поддержки во время пандемии и не говорит о системных проблемах, оптимистичен аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.

С ним согласен инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Например, Москва возглавила антирейтинг, так как первой попала под удар коронавируса и именно там было максимальное количество зараженных. Из-за этого власти приняли кардинальные меры — как ограничительные, так и в области финансовой поддержки, что не могло не сказаться на сальдо бюджета.Тем временем ряд регионов миновали первую волну по более мягкому сценарию как с точки зрения степени ограничений, так и требуемых вливаний, и смогли показать лучшие финансовые результаты, добавил он.

Впрочем, серьезных угроз финансовой устойчивости субъектов в этом году нет. В частности, регионы, несмотря на пандемию и падение доходов, сумели накопить ощутимую подушку безопасности. По итогам полугодия резервы выросли на 12% (без учета Москвы) и достигли 850 млрд рублей. Кроме этого, у регионов сравнительно комфортный показатель долга. За январь–июнь они почти не прибегали к заимствованиям — обязательства сохранились на уровне 2,1 трлн рублей.

Екатерина ВИНОГРАДОВА