Урок экономии: банки учат клиентов искать СБП в приложении Сбербанка

Крупные финансовые организации обучают своих клиентов пользоваться приложением Сбербанка. Так, в ВТБ, ПСБ, «Зените» и «Дом.РФ» запустили просветительскую кампанию по подключению переводов через систему быстрых платежей ЦБ в Сбербанк онлайн, рассказали «Известиям» представители этих организаций. Крупнейший на рынке игрок присоединился к сервису регулятора три месяца назад — после продолжительных споров с Центробанком, — но в итоге спрятал подключение этой функции и меню перечислений в недрах своего приложения. Впрочем, хотя Сбер и затруднил доступ к СБП, его присоединение к системе существенно повысило объем переводов через нее.

В чужой Сбер со своим уставом

ВТБ разработал специальную инструкцию о том, как в мобильном приложении «Сбербанк Онлайн» поставить согласие на участие в системе быстрых платежей, которой всегда готов поделиться с клиентами, рассказал «Известиям» представитель второй по размеру кредитной организации. Инструкция предоставляется, например, когда клиент выбирает в приложении ВТБ перевод по номеру телефона в Сбербанк, но у получателя средств не включена возможность принимать деньги через сервис ЦБ.

Благодаря разъяснительной работе, количество успешных переводов через СБП между ВТБ и Сбером увеличилось с 8% в начале июня до 61% в августе, оценили в ВТБ.

В Промсвязьбанке «Известиям» сообщили, что дают разъяснения клиентам о необходимом согласии со стороны пользователя приложения Сбера. Консультацию клиентов, а также размещение информации в мессенджерах и социальных сетях о необходимых действиях для подключения переводов в мобильном приложении Сбербанка также делает «Зенит». Аналогичную кампанию по обучению клиентов проводит и «Дом.РФ».

­— Чтобы снизить количество жалоб, Абсолют Банк планирует выпуск дополнительных обучающих материалов для клиентов. Они появятся на сайте и в мобильном приложении кредитной организации. Сам Сбербанк недостаточно популяризирует СБП среди своих клиентов, — заявил «Известиям» директор департамента розничных продуктов банка Виталий Костюкевич.

В Сбербанке не ответили на запрос «Известий» об информировании клиентов насчет подключения СБП.

В Национальной системе платежных карт (НСПК), которая выступает клиринговым центром СБП, «Известиям» сообщили, что доступ к сервисам предоставляется клиентам через привычные каналы дистанционного банковского обслуживания: мобильное приложение и интернет-банк. При этом их расположение в конкретной кредитной организации зависит от настроек приложения, подчеркнули в НСПК.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

СБП была запущена Центробанком в качестве альтернативы сервиса переводов по номеру телефона внутри Сбера. Появление конкурента руководство крупнейшей организации восприняло крайне негативно. Сбер обязан был подключится к СБП еще 1 октября 2019-го, но не выполнил предписание регулятора. Госбанк и в дальнейшем саботировал требование ЦБ, перечисляя ему мизерные по меркам Сбера штрафы за просрочку в присоединении. Но регулятор всё же продавил Сбер — 1 апреля он подключил СБП, хотя для клиентов сервис стал доступен 28 мая.

Однако реально воспользоваться услугой клиентам госбанка крайне непросто. Во-первых, в приложении нужно дать свое согласие на входящие и исходящие платежи через СБП. Путь до необходимых настроек в «Сбербанк Онлайн» запутан: с главной страницы необходимо пройти четыре меню («Профиль» – «Настройки» – «Соглашения» – «Подключение» СБП). Сам сервис располагается лишь 15-м пунктом меню на странице «Платежи и переводы».

Быстрорастущие платежи

За весь май 2020-го россияне провели в СБП 2,2 млн операций на 20,2 млрд рублей. При этом за неполный август (с 1-го по 26-е число) через систему прошло 8,2 млн операций на сумму в 62,2 млрд, поделились с «Известиями» статистикой в ЦБ. В июне и июле в СБП обработано 4,3 млн и 7,4 млн операций соответственно.

— Стабильное увеличение количества и объема операций связано с ростом популярности СБП среди клиентов, а также с присоединением новых игроков. Сейчас к системе подключено 100 банков, — заявили в регуляторе.

В крупнейших финансовых организациях отметили стремительный рост перечислений через СБП в последние месяцы. В «Тинькофф» объем исходящих и входящих переводов в августе по сравнению с маем 2020 года увеличился в три и в полтора раза соответственно, а в Почта Банке ­— в два и в три раза. Количество перечислений за тот же период выросло в СКБ-банке в пять раз, в Абсолют Банке — в 2,8 раза, в МКБ и в Промсвязьбанке — вдвое, в УБРиР — вчетверо, в «Дом.РФ» и Газпромбанке — в три раза, сообщили «Известиям» в этих кредитных организациях.

— Средняя сумма одной операции в СБП снижается. В мае она была порядка 20 тыс. рублей, а в августе уже составляет около 15 тыс. рублей. Это подтверждает всё более массовое и повседневное использование системы россиянами, — отметил директор розничных продуктов банка «Дом.РФ» Евгений Шитиков.

Ускорение прироста наблюдается с июня, что связано с подключением Сбербанка к системе, оценили в Газпромбанке. Также среди причин в кредитной организации перечислили снятие коронавирусных ограничений и повышение узнаваемости СБП среди клиентов.

На 1 июля доля переводов в СБП с участием Сбербанка составляла не более 21%, писали «Известия». К концу августа количество перечислений в госбанк и из него с использованием сервиса ЦБ выросло до 42% в Абсолют Банке и до 52% в УБРиР. Доля Сбера в переводах через СБП составила 24% в МКБ, 30% — в «Дом.РФ» и 22,5% — в «Зените». «Тинькофф» оценил исходящие перечисления в Сбербанк в 62% от всего оборота в СБП, а входящие — в 22%.

Требуя дополнительного согласия на входящие переводы через СБП, Сбербанк лишает себя перечисляемых из других банков денег. Но таким образом он оставляет клиентов в парадигме собственной системы денежных операций, пояснил доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Домащенко. Остальные же игроки, по его словам, с помощью обучения клиентов Сбера повышают конкуренцию на рынке.

­— Сбер сейчас снимает сливки в ситуации общей неразберихи. В России появилась СБП, отменен банковский роуминг. После того как летом банк снизил порог бесплатных переводов до 50 тыс. рублей, многие клиенты заплатили комиссию, поскольку ожидали, что проводят операцию через СБП. В этой системе бесплатный лимит — 100 тыс. рублей. Это позволило Сберу получить рекордные комиссионные доходы во II квартале, — констатировал Денис Домащенко.

Он добавил, что разобраться с СБП в Сбере — в интересах небольших торговых точек и ИП, которые зачастую принимают оплату через «Сбербанк Онлайн». Так они получат новых клиентов из других кредитных организаций.

Наталья ИЛЬИНА