​Короткие перебежчики: бизнес нашел, куда уйти от новых налогов

Резиденты Кипра, Мальты, Люксембурга и Нидерландов с российскими корнями — именно их ждет повышение ставок на дивиденды — ищут альтернативные возможности для вывода капитала. О поступающих запросах на сопровождение по смене прописки «Известиям» рассказали в четверке крупнейших аудиторских компаний — EY, Deloitte, KPMG и PwC. Часть клиентов думает о возвращении в Россию, однако многие планируют переезжать в другие, пусть и менее привлекательные по налоговым условиям юрисдикции: Великобританию, Ирландию, Францию, Гонконг и так далее. Технически прописка в РФ, может быть, и более выгодна, однако значительная часть олигархов в родной стране не живет и предпочитает выстраивать бизнес по месту действительного пребывания.

Запасный выход

25 марта Владимир Путин в обращении к гражданам анонсировал повышение ставки налога на вывод дивидендов за рубеж до 15%. Формально она и сейчас установлена на этом уровне. Однако благодаря соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН, заключены РФ примерно со 100 странами) бизнес может оптимизировать уровень платежей до 5%, а в ряде случаев и до 0%.

После поручения президента Минфин уведомил ряд стран, наиболее популярных у российского бизнеса для налоговой оптимизации, о повышении ставок и предложил им переподписать СИДН на новых условиях. Письма министерства получили Кипр, Мальта, Люксембург и Нидерланды. С первым уже удалось договориться о новом соглашении. Впрочем, в нем предусмотрели ряд исключений: льготами смогут пользоваться компании, которые вышли на биржу через кипрское юрлицо, госструктуры, банки, эмитенты облигаций, писали ранее «Известия». Аналогичные кипрскому договоры планируется подписать и с остальными тремя странами. Большинство крупнейших российских холдингов, например из нефтегазовой или металлургической отраслей, не смогут претендовать на льготы.

В EY поступают запросы от бизнеса по поводу переезда в альтернативные иностранные юрисдикции, рассказала «Известиям» партнер компании Марина Белякова. Впрочем, не все холдинги окончательно решили уходить из стран, с которыми уже однозначно будут пересмотрены налоговые соглашения, уточнила она. Большая часть юрисдикций хуже привычных Кипра, Люксембурга и Нидерландов по основным налоговым параметрам. Поэтому бизнес меняет приоритеты при выборе места прописки: всё больше внимания уделяется правовой системе, часовым поясам, возможности реально создать деловое присутствие, уровень инфраструктуры, пояснила она. Рассматриваются прежде всего Великобритания, Ирландия, Австрия, Сингапур, однако тотального переезда в эти юрисдикции не прогнозируется.

На пересмотр условий по СИДН со всеми странами уйдут годы — невозможно пересмотреть договоры одним махом, сделав массовую рассылку, сообщил «Известиям» источник, близкий к правительству. Изначально было понятно, что повышение ставок на вывод капитала в одну страну приведет к тому, что бизнес перескочит в другую, где платить налогов приходится поменьше, добавил он.

Кипр как юрисдикция для оптимизации налогов часто используется теми бизнесменами с российскими корнями, которые фактически не живут в РФ и не являются ее резидентами, отметил партнер PwC Михаил Филинов. Для них структурирование финансовых потоков через республику, по сути, потеряет свою привлекательность. Они действительно рассматривают смену прописки — прежде всего, по месту центра операций. Кипрская юрисдикция, несмотря на реально работающие офисы на его территории, являлась для них скорее технической. Перевести бизнес, например, в Великобританию, где работает управляющая компания, топ-менеджмент — это фактически приведение в соответствие формы и содержания. Такой шаг имеет смысл, резюмировал эксперт.

Многие останутся

Учитывая намерение России пересогласовать все наиболее популярные СИДН, ожидать массовой миграции бизнеса с российскими корнями в альтернативные иностранные юрисдикции не приходится, хотя такие запросы и поступают, полагает директор департамента налогов и права Deloitte Олег Трошин. Интересуют прежде всего те страны, где группы уже имеют существенное присутствие. Например, Великобритания, Франция, реже — Азия, Китай, пояснил специалист.

Впрочем, вариант редомициляции в РФ — в специальные административные районы или так называемые российские офшоры — более популярен, отметил он.

Самые крупные холдинги в основном не рассматривают возможность смены юрисдикции на альтернативную, согласился директор департамента налогового и юридического консультирования KPMG в России и СНГ Александр Токарев. Многие из них уже не применяют льготы по СИДН при распределении дивидендов, заявляя сквозной подход. Некоторые группы рассматривают возможность стать публичной компанией, часть клиентов анализирует законодательные изменения вокруг САР, отметил он. Вариант со сменой юрисдикции есть, но он не приоритетный, ведь нет никаких гарантий, что Минфин не решит пересогласовать СИДН с новой страной прописки, резюмировал Александр Токарев.

Шквала запросов на переезд нет, по этим вопросам работа строится скорее в режиме обмена мнениями, сообщил управляющий партнер «Борениус Россия» Андрей Гусев. Бизнес интересуют прежде всего защита капиталовложений, конфиденциальность и только потом налоговые условия, уверен он. Предприниматели заняли скорее выжидательную позицию — скакать из юрисдикции в юрисдикцию неконструктивно, поскольку никто не понимает, каким будет экономический и геополитический ландшафты через год.

Замглавы Минэкономразвития Илья Торосов (курирует САРы) заявил, что процедура регистрации иностранных компаний на территории районов может быть осуществлена только посредством редомициляции, которая является довольно продолжительной по времени. «Известия» направили запрос в Минфин.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ