Коммерсант: Госбанки тряхнули базой

При общем сокращении розничного кредитования в первом квартале ипотека и особенно кредитные карты оказались в плюсе. Однако весь рост в сегменте кредитных карт обеспечили Сбербанк и ВТБ 24. Госбанки минимизируют риски, наращивая выдачу карточных кредитов уже существующим клиентам, у коммерческих банков таких возможностей сейчас нет.

Из всех сегментов розничного кредитования в первом квартале положительную динамику показали только кредитные карты (объем задолженности по ним вырос за три месяца на 1,17%) и ипотека (+0,63%), свидетельствуют данные исследования Frank Research Group (FRG). Задолженность по остальным видам кредитов физлицам сократилась: в автокредитовании — на 8,7%, в сегменте кредитов наличными — на 6,3%, в POS-кредитовании (кредитование в торговых сетях) — на 14,5%. По данным FRG, совокупный объем розничных кредитов сократился за квартал на 3,4% (что совпадает с данными ЦБ), до 11,478 трлн руб. В 2014 году в целом розничное кредитование за первый квартал выросло на 2,9%, отрицательная динамика наблюдалась лишь в сегменте POS- (-6,7%) и автокредитов (-0,83%).

Спад розничного кредитования в текущем году объясняется, с одной стороны, ужесточением кредитной политики банков из-за высокого уровня закредитованности граждан, а с другой — падением спроса на кредиты из-за роста ставок. На этом фоне почти двукратное опережение темпов роста в рискованном сегменте кредитных карт по сравнению с надежной ипотекой выглядит неожиданно. Впрочем, детальный анализ показывает, что если в ипотеке динамика характерна для всего рынка, то в кредитках весь рост обеспечили два игрока — Сбербанк и ВТБ 24. Так, если за квартал объем суммарной задолженности по кредитным картам увеличился на 16 млрд руб. (1,17%), то у Сбербанка чистый прирост кредитного карточного портфеля, по данным FRG, составил 19 млрд руб. (4,67%), у ВТБ 24 — 4,9 млрд руб. (4,7%) за квартал. Остальные игроки из топ-10 показали отсутствие роста или сокращение задолженности по кредиткам. В остальных сегментах необеспеченного кредитования (кредиты наличными и POS) Сбербанк и ВТБ 24, как и весь рынок, показали отрицательную динамику.

При общем падении спроса на кредиты граждане если и делают исключение, то для кредитных карт в силу изменившейся конъюнктуры, указывают эксперты. "В условиях роста кредитных ставок получилось так, что ставки по кредиткам практически сравнялись со ставками по кредитам наличными, хотя ранее были выше",— говорит зампред правления МДМ-банка Дмитрий Юрин. При этом в кредитных картах для клиента представляет особую ценность льготный период, который позволяет не платить проценты за использование лимита и дает возможность держать кредитную карту "на всякий случай", в кредите наличными такой опции нет, указывает член совета директоров Европлан банка Александр Михайлов.

Для банков кредитные карты также выгодны, в частности, у карточных кредитов сравнительно низкая себестоимость выдачи, указывает господин Юрин. Из-за этого рентабельными для банков являются карточные кредиты с лимитами от 10 тыс. руб., притом что кредиты наличными рентабельны при сумме от 50 тыс. руб. Выдача кредитов с небольшими лимитами снижает риски банка, и большинство розничных банков сделало ставку на карточные продукты еще осенью прошлого года (см. "Ъ" от 1 сентября 2014 года).

Впрочем, учитывая высокие риски неплатежеспособности населения, банки предпочитали расти за счет кредитования известных клиентов (зарплатных, ранее бравших кредиты, имеющих депозиты и др.). И здесь госбанки со своими многомиллионными клиентскими базами получают неоспоримое преимущество перед частными игроками. По данным Сбербанка, у него более 110 млн клиентов-физлиц, у ВТБ 24 — 16,5 млн. Для сравнения: даже у крупнейшего частного банка Альфа-банка 11,4 млн клиентов-физлиц.

Госбанки планируют использовать свое преимущество в полной мере. "Есть сегменты, в которых портфель растет, в частности, это кредитные карты. Мы можем себе позволить не закручивать гайки в этом сегменте так сильно, как это делают остальные участники рынка",— отмечал недавно зампред правления Сбербанка Александр Торбахов. По словам зампреда правления ВТБ 24 Анатолия Печатникова, банк наращивает бизнес в сегменте кредитных карт. "Сейчас подходящий момент для укрепления позиций, в том числе и за счет того, что у нас есть большая клиентская база, мы активно работаем над тем, чтобы занять второе место в этом сегменте",— говорит господин Печатников. Сейчас ВТБ 24 занимает третье место, уступая Сбербанку и "Русскому стандарту". "Возможно, сейчас самое время для увеличения доли рынка госигроками, в то время как рынок с осторожностью смотрит на кредитки, исчерпав лимит своих клиентов, госбанки могут продолжать наращивать портфели",— признает первый зампред правления Локо-банка Ирина Григорьева.

Ксения ДЕМЕНТЬЕВА