РБК: Пенсионным накоплениям нашли применение в госбанках
Негосударственным пенсионным фондам, в которых скопилось около 2 трлн рублей, могут разрешить покупать субординированные облигации российских банков. Это поможет банкам удовлетворить свои потребности в капитале, однако реально воспользоваться инструментом смогут только госбанки.
О том, что в перечне разрешенных для инвестирования НПФ бумаг могут появиться субординированные бонды, рассказал заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Ростислав Кокорев. Выступая на пенсионной конференции в Ханты-Мансийске, чиновник сказал, что в условиях непростой ситуации с привлечением на международных рынках банкам это может быть интересно. «Выясним, насколько фондам интересно иметь такой инструмент в портфеле», – сказал Кокорев, отметив, что такие бумаги имеют более высокую доходность (в сравнении с облигациями), но и более высокие риски, «хотя эти риски и ниже, чем у акций». Он также подчеркнул, что это пока только идея и никаких законодательных и регуляторных инициатив еще не сформировано.
Идею вложения денег пенсионных фондов в субординированные облигации поддерживают и банкиры, и представители НПФ и управляющих компаний, размещающих пенсионные деньги. «Общая достаточность капитала по банковской системе в последнее время снижается, поэтому инструменты, которые позволили бы привлечь дополнительный капитал, можно только приветствовать, – говорит председатель правления Промсвязьбанка Артем Констандян [Промсвязьбанк регулярно размещает субординированные облигации для пополнения капитала среди своих клиентов]. По его словам, привлечение пенсионных средств в субординированные облигации повысило бы доходность пенсионных вложений, «потому что они [субординированные облигации] объективно доходнее обычных. По оценке портфельного управляющего УК «Капиталъ» Дмитрия Постоленко, доходность субординированных бумаг примерно на 2–3 п.п. выше обычных.
Субординированные облигации хоть и доходнее обычных, но и рискованней. «Конечно, ставки по таким бумагам выше, но инвестор берет на себя дополнительные риски: в случае банкротства эмитента он окажется в самом конце списка кредиторов», – поясняет старший директор агентства Fitch Александр Данилов. В случае банкротства банка субординированные облигации конвертируются в акции, а их держатель становится в одну очередь с акционерами – в самую последнюю. Поэтому, как полагает замгендиректора УК «Альянс Инвестиции» Сергей Лукин, эта идея не будет иметь успеха: «НПФ продолжат инвестировать в гособлигации и депозиты, так как фонды намеренно избегают любого дополнительного риска».
По словам Постоленко, реально продать субординированные облигации пенсионным фондам смогут только госбанки. Разместить субординированные займы остальным кредитным организациям будет проблематично. «В период, когда экономика стагнирует, а финансовый сектор попал под санкции, покупать подобные долгосрочные инструменты – занятие рискованное, – поясняет управляющий. – Тем более, если речь о финансовой индустрии, в которой банкротства одних организаций увеличивают риски для всей отрасли».
Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова считает, что новая инициатива Минэкономразвития направлена прежде всего на поддержку крупных игроков, попавших под санкции. «Безусловно, это способ перераспределить финансовые средства в пользу госбанков, – говорит Орлова. – Если выбирать между необходимостью расходовать средства государственных фондов, эмиссией ЦБ и инвестированием пенсионных средств, то, наверное, последняя опция с макроэкономической точки зрения самая оптимальная».
О возможности использовать пенсионные деньги для поддержки госбанков в сентябре заявляли глава Минфина и МЭР. Так, в середине сентября министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что государство будет оказывать поддержку попавшим под санкции банкам, уточнив, что для этого могут быть использованы средства пенсионных накоплений и Фонда национального благосостояния (ФНБ). Глава Минфина в конце сентября также заявлял, что дополнительным источником капитала для банков могут быть остатки с 2013 года пенсионных средств, которые будут переданы в негосударственные пенсионные фонды – около 450-500 миллиардов рублей.
В настоящее время санкции касаются Сбербанка, ВТБ, Банка Москвы, Газпромбанка, Россельхозбанка, Внешэкономбанка, подконтрольного Юрию Ковальчуку банка «Россия» и СМП Банка, акционерами которого являются Аркадий Ротенберг и Борис Ротенберг.
Юлия ПОЛЯКОВА, Яков ЕФРЕМЕНКО, Екатерина МЕТЕЛИЦА, Альберт КОШКАРОВ