Известия: ВТБ намерен покинуть Национальный платежный совет
Вопрос о прекращении членства в Национальном платежном совете вынесено руководством ВТБ на годовое собрание акционеров банка, следует из повестки мероприятия. Как отмечает источник, близкий к банку, причина выхода — в оптимизации расходов кредитной организации и невысокой эффективности работы совета.
Годовое общее собрание акционеров ОАО «Банк ВТБ» состоится 25 июня в Санкт-Петербурге.
— В данный момент мы рассматриваем различные формы участия в развитии НПС, — заявили в пресс-службе банка.
По словам источника «Известий», выход банка из НПС обусловлен отсутствием реальных возможностей у совета как-то повлиять на принятие решений Центробанком и госорганами на вопросы, которые затрагивают банковский рынок.
В НПС не ответили на запрос «Известий». Эта организация образована в марте 2012 года. Учредителями выступили Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, Дойче-банк, Промсвязьбанк, «Юнистрим», «Вымпелком» и «Золотая корона». НПС был создан для консолидации позиций участников рынка по вопросам развития российской платежной системы. Как сообщается на сайте НПС, чтобы стать учредителем, достаточно внести взнос в размере 2,5 млн рублей. Ежегодная плата за членство в НПС зависит от размера собственных средств (капитала) банка и составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей.
— Лоббистские возможности у совета невелики, поэтому в ВТБ посчитали, что даже мизерную по меркам госбанка сумму тратит не стоит, — говорит источник. — У банкиров есть и другие структуры, имеющие вес: АРБ, «Опора России», РСПП и пр. Таким крупным банкам, как ВТБ, нет никакого смысла распыляться и участвовать во всех банковских организациях.
Примерно такая же мотивировка была у владельцев платежной системы «Золотая корона», которые приняли решение о прекращении своего членства в НПС в 2013 году.
— Тогда встал вопрос, почему члены НПС платят членские взносы, которые идут на зарплаты руководства НПС, юристов совета, а отдачи нет, — вспоминает один из банкиров.
После «Золотой короны» вышли еще несколько организаций, и тогда в НПС произошли некоторые изменения: в прошлом году обновился cостав руководства и рабочих органов. Совет директоров НПС возглавил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Мурычев. В состав наблюдательного совета вошел директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков. Президентом НПС остается бывший замминистра финансов Алексей Саватюгин. Впрочем, эти организационные перемены, видимо, не добавили оптимизма ВТБ, стремящемуся сэкономить — курс на сокращение издержек объявил еще в январе 2014 года глава банка Андрей Костин в кулуарах Давосского форума.
— Время такое, худое, мы не ожидаем какого-то роста прибыли в этом [2014-м] году. Наш главный сегодня запас — это прежде всего более эффективный бизнес и сокращение расходов, — говорил Костин.
Cпустя несколько месяцев, на годовом собрании акционеров банка летом 2014 года, стало известно, что политики сокращения издержек будет продолжена: госбанк не будет покупать активы до 2017 года и, скорее всего, станет избавляться от непрофильных активов. Тогда же, чтобы показать, что банк начал тщательно следить за тратами, было принято решение о выходе ВТБ из Ассоциации участников вексельного рынка (АУВЕР). По словам представителей ВТБ, «дальнейшее пребывание в ассоциации и связанные с этим ежегодные расходы в 60 тыс. рублей на уплату членских взносов нецелесообразно».
— Видимо, в этом году банк на грядущем собрании акционеров намерен показать, что курс на экономию продолжается. Тем более что стоимость членства в Национальном платежном совете гораздо выше, чем в АУВЕР, — замечает собеседник в банковской отрасли. — Но что 60 тыс., что миллион — для ВТБ капля в море. Рядовых акционеров больше бы порадовала новость о том, что топ-менеджеры, к примеру, откажутся от зарплат, пока не выведут банк на прибыль.
Чистая прибыль группы ВТБ в 2014 году по МСФО упала в 126 раз, до 800 млн рублей. По итогам I квартала 2015 года, согласно российским стандартам бухучета, ВТБ зафиксировал чистый убыток в размере 5,1 млрд рублей.