Коммерсант: Кредиторы «Мечела» запутались в сроках

Сбербанк, сменивший ВТБ в роли жесткого переговорщика в дискуссии о реструктуризации долгов "Мечела", по-прежнему не соглашается на предложенные условия. Но до конца непонятно и то, каковы эти условия: глава Сбербанка Герман Греф говорит о рассрочке на десять лет без выплаты процентов, тогда как, по данным "Ъ", банку уже предлагали и более мягкую реструктуризацию на пять лет с уплатой процентов. Как утверждают источники "Ъ", с ВТБ и Газпромбанком "Мечел" договаривается о реструктуризации по той же схеме. Но аналитики пока не видят у "Мечела" понятного источника средств на погашение долга.

Сбербанк будет банкротить "Мечел" Игоря Зюзина, если акционеры компании "либо не выкупят долг, либо не предложат приемлемые условия реструктуризации", заявил в пятницу глава банка Герман Греф (цитаты по "Интерфаксу"). По его словам, сейчас в "Мечеле" предлагают рассрочку на десять лет без уплаты процентов, а "если у них появятся свободные деньги, они, может быть, что-то и будут платить". В апреле стало известно, что финансовый консультант "Мечела" Rothschild Group предложила Сбербанку реструктуризацию долга компании ($1,36 млрд на конец 2014 года) с учетом конвертации его части в миноритарные пакеты дочерних компаний "Мечела" в рамках допэмиссии. Источники "Ъ" уточняли, что речь идет о 10% акций. Но господин Греф заявлял, что Сбербанк эти условия не устраивают — приемлема лишь конвертация долгов трех госбанков (также ВТБ и Газпромбанк с $1,1 млрд и $2 млрд соответственно) в контрольный пакет "Мечела" либо его "ключевых прибыльных дочерних компаний".

Но источник "Ъ", знакомый с содержанием предложений Rothschild Group, утверждает, что еще в начале апреля Сбербанку предлагались другие условия — "реструктуризация на семь лет с отсрочкой выплат по телу долга на два с половиной года, и "Мечел" не отказывался от выплаты процентов". Более того, продолжает он, с учетом достигнутых в конце апреля договоренностей с ВТБ и ГПБ о реструктуризации на пять лет с двухлетней отсрочкой платежа по телу долга "Мечел" сделал аналогичное предложение и на переговорах со Сбербанком в мае. Почему Герман Греф назвал иные параметры, собеседник "Ъ" не знает. В Сбербанке ситуацию не комментировали.

Еще недавно тональность дискуссии вокруг "Мечела" была другой. До конца марта господин Греф высказывался сдержаннее, а основная критика шла от ВТБ, который 7 марта уведомил о планах банкротства компании, но заявления в суд так и не подал, а начал активнее обсуждать с должником условия мировой. В итоге глава ВТБ Андрей Костин 28 мая заявил: "Есть понимание, что где-то в конце июня выйдем на письменные договоренности, тогда мы прекратим судебные разбирательства, но параллельно "Мечел" должен урегулировать задолженность".

В "Мечеле" в пятницу отказались от комментариев, в Rothschild не ответили на вопросы "Ъ". В ГПБ также не комментируют ситуацию, но в апреле глава банка Андрей Акимов говорил, что в течение месяца может быть найден компромисс. В ВТБ напомнили, что банк "обсуждает возможность мирового соглашения с "Мечелом", но говорить о конкретных параметрах преждевременно". Один из собеседников "Ъ", знакомый с ситуацией в "Мечеле", не исключает, что в июне кредиторы, напротив, усилят давление на Игоря Зюзина с целью отодвинуть его от управления компанией.

Аналитики отмечают, что у "Мечела" нет дополнительного источника ликвидности, который помог бы решить проблемы с долгом. Сергей Донской из Societe Generale полагает, что в течение ближайших пяти лет финансовая ситуация "Мечела" может улучшиться при полноценной разработке Эльгинского месторождения угля (в 2015-2017 годах на это нужно еще $1,7 млрд от ВЭБа). "Но в текущей ценовой конъюнктуре львиная доля свободного денежного потока "Эльгаугля" будет идти на уплату процентов ВЭБу,— отмечает аналитик.— А в перспективе свыше десяти лет "Эльга", по сути, должна заместить выбывающую добычу "Якутугля", так что говорить о положительных коренных изменениях в бизнесе "Мечела" сложно". Олег Петропавловский из БКС добавляет, что помочь в погашении долгов может продажа пакета в "Эльгаугле", но инвесторы вряд ли готовы купить его по цене понесенных затрат, а "Мечел" не готов продавать дешевле. Если цены на уголь не пойдут вверх, полагает он, EBITDA будет компании хватать только на обслуживание долгов.

Анатолий ДЖУМАЙЛО