РБК: Украина попросила кредиторов списать ей 40% долга
Украина просит частных кредиторов списать ей 40% основного долга по облигациям, сообщила министр финансов страны Наталья Яресько. Держатели бумаг настаивают на том, чтобы обойтись без списания основного долга.
Министр финансов Украины Наталья Яресько хочет, чтобы частные кредиторы списали 40% номинальной стоимости украинских гособлигаций, сообщила она The Wall Street Journal в ходе рабочей поездки в Вашингтон. Источник Bloomberg, знакомый с ходом переговоров, подтвердил, что Яресько озвучила это предложение кредиторам. Но те продолжают настаивать на том, чтобы обойтись без списаний номинала.
«Мы глубоко обеспокоены позицией, которую занимает министр [Яресько] и которая не соответствует интересам Украины», — заявил в четверг комитет кредиторов, которому принадлежит около $9 млрд украинского долга. Комитет напомнил, что еще месяц назад передал Яресько свое предложение, которое, по мнению кредиторов, позволяет выполнить цели, поставленные перед Украиной Международным валютным фондом, без необходимости списания основного долга.
Кредиторы во главе с американской инвестгруппой Franklin Templeton предлагают Украине реструктурировать долг через пролонгацию бумаг вплоть до 2025 года и временное снижение процентных выплат, сообщал Bloomberg в конце прошлого месяца. Перенос сроков погашения и сокращение купонных платежей на $500 млн за четыре года позволят Украине сэкономить $15,8 млрд за период до конца 2018 года, рассказывал источник Bloomberg. Это больше, чем цель, поставленная МВФ ($15,3 млрд), но в последующие годы Украине придется выплачивать более высокие купоны, а также постепенно возвращать (амортизировать) основной долг параллельно с выплатами процентов.
Яресько настаивает, что реструктуризация долга должна включать все три элемента — продление сроков облигаций, сокращение купонов и списание номиналов бумаг.
Тупик в переговорах о реструктуризации повышает вероятность дефолта Украины. Накануне Яресько заявила журналистам в Вашингтоне, что «не может ждать до конца лета» и рассматривает возможность объявления моратория на выплаты по внешнему долгу. Такой мораторий будет равносилен дефолту.
Котировки пятилетних CDS на Украину (кредитно-дефолтные свопы — контракты, страхующие инвесторов от дефолта) сегодня подскочили на 214 б.п. (+6,9%) — до 3328 б.п., согласно терминалу Bloomberg. Эти котировки означают, что покупатель страховки от дефолта Украины платит около $3,3 млн в год за страхование украинских облигаций номинальной стоимостью $10 млн.
Подразумеваемая рынком CDS вероятность дефолта Украины в течение пяти лет составляет 94%, по данным Bloomberg.
На следующей неделе Украине предстоит выплатить два купонных платежа по госбумагам, включая $75 млн по еврооблигациям, принадлежащим России. В минувший понедельник Минфин России подтвердил, что Россия является единственным держателем еврооблигаций Украины в объеме $3 млрд.
Списание 40% — это много или мало?
Из 17 суверенных реструктуризаций, зафиксированных в 1999–2010 годы, сокращение основной суммы долга проводилось в 9 случаях, следует из работы Хуана Крусеса и Кристофа Требеша «Суверенные дефолты: цена списаний». В пяти случаях списание было меньше 40% и в четырех — больше 40%. Крупнейшее списание получил Ирак в 2006 году — 81,5%. Далее идут Эквадор (2009; 68,6%) и Сербия и Черногория (2004; 59,3%).
Кроме того, в рамках реструктуризации долга Греции в 2012 году — крупнейшей суверенной реструктуризации в истории — инвесторы списали 53,5% греческого основного долга.
«Дефолта не следует бояться»
В начале июня Яресько заявила в интервью украинскому изданию «Зеркало недели», что «дефолта не следует бояться». «Если, не дай Бог, будет дефолт, что это будет означать? Честно говоря, на украинский народ он никак не повлияет. Закон о приостановке платежей, который был принят, окажет только одно влияние — валюта будет оставаться в стране, и давление на платежный баланс снизится. Для народа это не негатив, это не повлияет на его жизнь. Понятно, что дефолт негативно скажется на возможностях Украины выходить на международные рынки заимствований, но этой возможности у нас нет и сегодня, без дефолта, из-за сложной финансовой ситуации, значительного количества уже существующих долгов и войны».
Иван ТКАЧЕВ