Новые известия: Игра на понижение
Сегодня, 15 июня, совет директоров Центробанка должен в очередной раз решить, что делать с ключевой ставкой. Российский бизнес не устает просить о ее снижении – кредиты, без которых не может идти речи о нормальном функционировании предприятий, все еще недоступны. Большинство экспертов, опрошенных «НИ», согласны с тем, что для ЦБ пришло время играть на понижение.
Напомним, что ключевая ставка была введена как инструмент денежно-кредитной политики сравнительно недавно – в сентябре 2013 года. ЦБ РФ получил в распоряжение этот финансовый инструмент в целях оказания воздействия на уровень процентных ставок, складывающихся в экономике страны. По существу, это ставка, по которой Банк России кредитует коммерческие банки. Сейчас она равна 12,5%. И хотя она заметно меньше, чем декабрьские 17% и февральские 15%, это все равно запредельно много для нормального функционирования экономики, чье развитие невозможно без банковских кредитов.
А поскольку вопрос обеспечения экономического роста в стране все острее встает на повестку дня, с разных сторон все громче раздаются голоса тех, кто уверен в неизбежном понижении ключевой ставки. Мнения расходятся лишь в оценке скорости и размеров такого понижения.
«Ожидаем очередного снижения ключевой ставки, на этот раз до 11,5%», – прогнозирует старший аналитик Sberbank CIB Владимир Пантюшин. Замедлившаяся инфляция (в последнюю неделю до 0% – впервые с августа 2014 года) может позволить ЦБ сделать это.
В самом деле, до сих пор, оперируя ключевой ставкой, Центробанк прежде всего руководствовался необходимостью сдерживать инфляцию. Однако теперь очевидно ситуация изменилась в лучшую сторону: глава Банка России Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме на прошлой неделе, заявила, что пик инфляции пройден. «Ставку сейчас можно и нужно снижать. Все предпосылки для этого в виде низкой инфляции есть», – считает депутат Госдумы Анатолий Аксаков.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев также отметил, что сейчас есть возможность для существенного снижения ключевой ставки Центробанка. «Экономические риски сейчас гораздо выше инфляционных, инфляция по итогам года может быть даже меньше прошлогодних значений (11,4% в 2014 году. – «НИ»). Все это позволяет сделать предположение, что существенное снижение ключевой ставки соответствовало бы этому взвешиванию рисков и было бы разумно с точки зрения экономики», – сказал министр во время рабочей поездки в Воронеж.
Однако на заседании регулятора 15 июня ставку вряд ли опустят сильно, добавил Улюкаев. «Конечно, мы должны выходить на уровень меньше 10%, но за один шаг это, может быть, будет слишком радикально», – считает министр.
Замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов в разговоре с «НИ» высказал мнение, что снижение ставки сыграет в пользу предприятий реального сектора. «Сегодня при ключевой ставке ЦБ в 12,5% реально кредиты юридическим лицам выдают по ставке около 20% годовых. Отбить такие ставки, учитывая еще и неопределенную экономическую и политическую ситуацию, предприятиям даже с выросшей рентабельностью трудно», – сказал эксперт. Чтобы дать настоящий стимул отраслям промышленности, ключевую ставку нужно было бы снижать сейчас минимум на 4 процентных пункта, считает Валерий Миронов.
В самом деле, бизнесу хронически не хватает кредитов и капитала для развития, говорится в докладе уполномоченного при президенте России по правам предпринимателей Бориса Титова о состоянии российского бизнеса, который был представлен главе государства в мае.
Бизнес столкнулся бы еще с большими проблемами, если бы ЦБ не снизил ставку, считает, со своей стороны, сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Он в принципе считает большой ошибкой ЦБ то, что, пытаясь бороться с валютными спекулянтами, регулятор в конце прошлого – начале нынешнего года пошел на резкое повышение ставки.
«Ставки сейчас просто запретительные, экономика ждет разморозки кредитования, которое произойдет после сигнала от Центробанка», – резюмирует Анатолий Аксаков.
Дмитрий ДОКУЧАЕВ