Bankir.ru: Перспективы трехуровневой банковской системы: кто от этого выиграет?
К 2018 году ЦБ планирует провести разделение между банками на системообразующие, универсальные (в прежних редакциях — федеральные) и малые (прежде они назывались региональными). Насколько эта идея, которую за океаном экономисты и публицисты постоянно критикуют как изживший себя историзм, приживется в России, пока сказать трудно. Слишком уж много у нее подводных камней.
По мысли ЦБ, разделение банков необходимо в целях диверсификации надзорных требований и требований по капиталу, а также приведения к системности иностранных заимствований кредитными организациями. В результате, как следует из всех редакций инициативы Банка России, должна снизиться трудозатратность банковского регулирования, а также упрощена процедура выдачи лицензий на различные операции.
Другими словами, ЦБ пытается заимствовать некоторые черты банковской системы США, где есть банки универсальные и специализированные, которые обслуживают в первую очередь население своего региона. Казахстан давно внедрил подобную систему, разделив финансовые учреждения банковского сектора на банки первого и второго уровней. Кстати, не исключено, что именно это разделение и сделало казахстанский банковский сектор более прозрачным для инвесторов.
Идея разделения банков на уровни не нова, и подобные попытки уже делались еще при прежней команде в ЦБ. Еще в 2013 году по рынку упорно ходили слухи о выделении некой когорты системообразующих банков, числом от 50 до 120, которые будут объявлены неприкосновенными. Дополнительную актуальность этот вопрос приобрел после череды громких отзывов банковских лицензий, которые спровоцировали краткосрочный отток депозитов из средних банков и даже банков первой сотни.
В банковском сообществе ходили слухи, что помимо этих системообразующих банков в России останется не больше двух сотен прочих кредитных организаций, которые будут характеризоваться более низким уровнем надежности и в среднесрочной перспективе будут играть роль «балласта» — банков для плохих долгов. Тогда инициатива по выделению каких-либо уровней банков ничем не закончилась.
В августе же Банк России выступил с весьма серьезной, неплохо проработанной инициативой диверсификации регулирования банковского сектора в России, которая будет основана на трех уровнях. Малые банки, согласно предложению, выдвинутому Ассоциацией региональных банков, должны обладать капиталом от 300 млн рублей до 1 млрд рублей и пользоваться привилегиями «упрощенного регулирования». В перспективе такими банками могут стать некоторые микрокредитные организации. Достаточность капитала для таких кредитных организаций должна быть ниже (норматив достаточности капитала — H1.0, норматив достаточности капитала — H1.1, максимальные резервы по кредитам — Н6), однако и должны быть определенные ограничения при работе с иностранными контрагентами.
Как только капитал банка переходит через отметку 1 млрд рублей, он автоматически становится федеральным со всеми вытекающими последствиями: с одной стороны, это ужесточение регулятивных норм, с другой же — относительная свобода при работе с иностранными банками. Важно отметить, что ЦБ, пожалуй, впервые в истории вынес инициативу на общее обсуждение прежде, чем делать какие-либо заявления. Именно в процессе этого обсуждения и исчез термин «региональные банки», так как разделение кредитных организаций по территориальном принципу не предполагается.
Инициатива была воспринята рынком неоднозначно: представители малых банков усмотрели в нем элементы лоббирования крупных кредитных организаций, справедливо отметив, что регулятивные ограничения, пусть даже в обмен на упрощение требований, ограничивают и возможности банков, тем самым лишая рынок конкуренции. Действительно, учитывая свободный доступ к валютному и финансовому рынкам, жесткую денежно-кредитную политику и с каждым днем усиливающийся дефицит качественных заемщиков, у малых банков не будет стимула расти. Такой стимул мог бы быть при наличии доступа к западным рынкам капитала, но его нет и в ближайшем будущем не ожидается.
Что же касается федеральных или универсальных банков с капиталом от 1 млрд до 3 млрд рублей, стимула расти у них также нет. Ведь как только их капитал переберется через отметку 3 млрд (в прежней редакции, кстати, было 7 млрд рублей), эти банки лишаются всяческих ограничений на операции, но и регулятивные меры к ним применяются полностью, без каких-либо упрощений. Другими словами, для средних банков и банков, занимающих места с 60-го по 120-е, не изменится ровным счетом ничего. Возможно, конкуренция за вклады физических лиц снизится, однако конкуренция за заемщиков, напротив, обострится. Стоит ли говорить, что стимула у федеральных или универсальных банков становиться системообразующими также не будет, да и возможностей не прибавится.
Разделение банков на уровни хорошо сочетается с инициативой российских властей дать принудительный стимул развитию финансового рынка за счет средств населения. Если границы возможностей банка будут полностью зависеть от их капитала, риски дефолтов на долговом рынке могут быть снижены, а значит, он станет несколько более прозрачным, а значит — более привлекательным для населения. Если малые банки еще и ограничат в привлечении депозитов физических лиц (а такая возможность широко обсуждалась), теоретически, это должно стать неплохим подспорьем для перетока накоплений россиян из вкладов в акции. По факту же, как показывает практика, финансовый рынок развивается только вместе с ростом экономики и ростом же денежной массы в стране. При ее снижении он едва ли обретет дополнительную популярность.
В итоге трехуровневая банковская система действительно сильно упростит регулирование банковского сектора, избавит небольшие банки от лишних хлопот по ежедневной отчетности и упростит использование ряда банковских инструментов (например, РЕПО). К сожалению, не более того. Риски у малых банков, конечно, априори выше, так как объем бизнеса меньше, но в масштабах всей банковской системы риски банкротства или дыры в капитале малых банков в случае их реализации большой беды не наделают. А вот кризис ликвидности у банка с капиталом свыше 3 млрд рублей — это проблема уже для всей банковской системы. В то же время банковскому сектору это разделение фактически ничего, кроме принудительного ограничения возможностей более 250 банков, чей капитал не превышает 300 млн рублей, не принесет.
Конечно, логично предположить, что регулятор заранее готовится к притоку в Россию иностранного капитала и сейчас спешно приводит рынок в порядок. Но является ли проблема определения уровня банка главной для качественной подготовки российского финансового сектора к иностранным деньгам, и когда они, наконец, вернутся? Пока на эти вопросы никто из участников более чем полуторамесячной дискуссии относительно целесообразности введения трехуровневой системы даже не попытался ответить. Пока от ее внедрения выиграет только Банк России.
Даниил ЕГОРОВ
Автор - руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA