Известия: Кризис помешал банкам СНГ вписаться в «Базель-3»
Национальный банк Казахстана решил отменить требование по десятикратному увеличению собственного капитала банков и введение стандартов «Базель-3» по поэтапному увеличению требований к собственному капиталу. Об этом «Известиям» сообщил глава Нацбанка Казахстана Данияр Акишев. По его словам, эти меры были приняты для стимулирования кредитования экономики в тенге и снижения долговой нагрузки. Российский Центробанк также предусмотрел для ряда банков упрощенный режим. Кризисная ситуация не позволила кредитным организациям развивающихся стран вписаться в жесткие нормативы Базельского комитета по банковскому надзору.
Как рассказал «Известиям» Данияр Акишев, Нацбанк Казахстана принял ряд мер для стимулирования экономического роста.
— Мы приняли ряд мер для кредитования экономики в тенге, бесперебойного оказания банковских услуг, снижения долговой нагрузки. Среди них — отмена требования по увеличению собственного капитала банков с 10 млрд до 100 млрд тенге (с примерно 1,9 до 19 млрд рублей. — «Известия»), приостановлено введение стандартов «Базель-3» в части поэтапного увеличения требований к собственному капиталу и т.п., — сообщил глава Нацбанка Казахстана.
Для сравнения: в России минимальный капитал банка — 300 млн рублей, а до 2018 года размер минимального капитала банки должны повысить до 1 млрд рублей.
При этом от перехода к международным банковским стандартам «Базеля» Казахстан не отказывается, просто продлевает срок переходного периода до 2021 года. Раньше Нацбанк предполагал, что переход на «Базель-3» завершится к 2019 году. Однако уже с 2017 года казахстанские банки начнут применять некоторые новые стандарты, включая хорошо знакомый российским банкирам LCR (норматив краткосрочной ликвидности) и NSFR (коэффициент чистого стабильного финансирования). Также вводится надзорная надбавка к достаточности капитала и понятие «неработающий кредит».
Президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает такой подход верным, поскольку он позволяет наиболее комфортно для банковского сектора осуществить переход на базельские стандарты.
— Мудрый подход, когда всё-таки при всех подписанных соглашениях переход не форсируется и не распространяется абсолютно на всех участников рынка, — комментирует Гарегин Тосунян. — Уже и наш Центральный банк задумывается над тем, чтобы не распространять «Базель» на все банки, поскольку для многих это может оказаться неподъемным. Разумно и нам тоже присмотреться к подходу Казахстана. К «Базелю» ведь не все даже западные страны присоединились, в США, например, очень критически к нему относятся.
Ранее Ассоциация региональных банков просила главу Центробанка Эльвиру Набиуллину отложить переход на базельские стандарты до старта периода экономического восстановления. Однако Банк России, хотя и пошел на ряд послаблений для банков в период кризиса, от идеи и сроков внедрения «Базеля-3» не отказывался. Самый большой шаг навстречу банковскому сообществу регулятор сделал в июне, объявив о проработке режима упрощенной лицензии для небольших банков с капиталом менее 1 млрд рублей. Предполагается, что такую лицензию банки смогут получить с 2018 года. Главный бонус от такой лицензии — упрощенное регулирование, в рамках которого банкам нужно соблюдать лишь самые важные нормативы. Но взамен кредитные организации будут лишены возможности заниматься некоторыми операциями, в том числе валютными.
— Упрощенную лицензию тоже нельзя вводить форсированно, — предупреждает Гарегин Тосунян, отмечая, что хотя Центробанк и имеет обязательство перейти к базельским стандартам, но можно максимально воспользоваться нюансами и лазейками, чтобы сделать переход более комфортным.
Стандарты «Базель-3», которые планомерно внедряются российским регулятором, ужесточают требования к составу базового и основного капиталов.
— Кроме того, они устанавливают необходимость заморозки кредитными организациями части чистой прибыли в форме дополнительного резервного буфера капитала, который в случае стрессовых явлений позволит добиться большей устойчивости без санкции со стороны регулятора, а также вводят нормативы, нацеленные на ограничение финансового рычага и риска ликвидности кредитных организаций, — пояснила главный бухгалтер, член правления Нордеа Банка Татьяна Шарова.
Среди российских банков переход к «Базелю» поддерживают прежде всего «дочки» зарубежных групп, которые и без российских правил вынуждены выполнять базельские требования. Поэтому для них переход на «Базель» является наиболее органичным. Например, об этом заявил заместитель финдиректора Росбанка Александр Овчинников.
А директор департамента стратегических рисков ЮниКредит Банка Дмитрий Жабин пояснил, что, поскольку российский финансовый рынок является частью международного, соответствие локального регулирования принятым международным стандартам облегчает работу с международными контрагентами, рейтинговыми агентами и пр. В то же время перенос сроков может обернуться дополнительными рисками для отечественных банков.
— Несоответствие принятым нормам регулирования может иметь ценовые последствия, когда контрагенты будут запрашивать премию за риск, а наиболее консервативные — закрывать лимиты. С этой точки зрения, переход на «Базель-3» необходим в той же мере, насколько необходимо оставаться частью международного финансового сообщества, — уверен он.
В Россельхозбанке отметили, что на внедрение банковских стандартов влияет кризис.
— С учетом сохранения санкционных ограничений возникает вопрос целесообразности применения в настоящее время данных правил в полном объеме для российской финансово-банковской системы, — сообщили в банке.
Руководитель службы внутреннего аудита Абсолют Банка Елена Букина хотя и считает, что переход на «Базель-3» неизбежен, не исключает, что процесс перехода может затянуться.
Банк России в 1998 году присоединился к «Основным принципам эффективного банковского надзора» Базельского комитета. «Базель-3» принят в 2010 году. Российский Центробанк запланировал поэтапный переход на эти стандарты до 2019 года. Среди основных изменений — введение списка системно значимых банков с повышенными требованиями, введение норматива LCR (минимально допустимое значение показателя будет установлено в размере 60% с повышением на 10 процентных пунктов ежегодно начиная с 1 января 2016 года до достижения величины 100% с 1 января 2019 года), надбавка для поддержания достаточности капитала и т.д.
Алина ЕВСТИГНЕЕВА