Деньги: Ошибка валютного резидента
Минфин разработал поправки в валютное законодательство, по которым нарушителем можно признать любого имеющего счет в иностранном банке гражданина РФ, даже если он годами живет за границей. Чиновники называют это либерализацией, поскольку намерены разрешить нашим согражданам совершать ряд операций по месту жительства и на три месяца приезжать на родину.
В начале сентября Минфин представил для общественного обсуждения поправки в закон "О валютном регулировании и валютном контроле". Новость о том, что Минфин предлагает считать валютными резидентами всех граждан, имеющих российский паспорт, даже если граждане эти давно живут за границей и за многие годы ни разу не появлялись на родине, вызвала настоящий скандал.
До сих пор любой россиянин мог стать валютным нерезидентом и, соответственно, не обращать внимания на валютное законодательство РФ — достаточно было больше года прожить за пределами родины. Этот момент очень важен для тех, кто живет за рубежом с российским паспортом, поскольку по отечественному валютному законодательству они могут получать на свои зарубежные счета далеко не все доходы. "Все, что прямо не поименовано в Законе о валютном регулировании, получать нельзя, например доход от продажи ценных бумаг",— говорит руководитель налоговой практики адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Сергей Калинин. А также доход от продажи недвижимости, автомобилей и многое другое.
Законодательство устанавливает запрет на некоторые операции и между резидентами. В частности, подарить не родственнику какую-то валютную ценность, а это могут быть как денежные средства, так и акции каких-то зарубежных компаний или вексель зарубежного эмитента — компании, чьи бумаги торгуются на бирже,— резидент резиденту не может. Это незаконная валютная операция. Соответственно, если у нас всех граждан приравнивают к резидентам, то на тех, кто постоянно живет за рубежом, неожиданно накладываются ограничения — им теперь надо оглядываться на своих контрагентов. "Если их контрагенты тоже валютные резиденты, то они не имеют права осуществлять валютные операции. Например, они не смогут заказать в России лекарство, книгу или какой-нибудь другой товар в интернет-магазине, оплатив покупку валютой",— объясняет директор налогового и юридического консультирования, управления персоналом и налогообложения физлиц КПМГ в России и СНГ Донат Бодниек.
Новые поправки Минфина лишают россиян возможности приобрести статус валютного нерезидента. Дело в том, что в действующем законе определение валютного резидента звучит так: "Физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением..." — и дальше идет перечень граждан, которые считаются нерезидентами. В скандальном законопроекте все это "за исключением" отсутствует. Более того, всех нынешних нерезидентов и тех, кто приобретет этот статус до 1 января 2018 года, законопроект обязывает отчитаться о своих счетах перед налоговым ведомством до 1 марта 2018 года.
Кнут в виде пряника
Любопытно, что Минфин представляет свои поправки к закону как либерализацию. Действительно, сегодня гражданин РФ теряет статус валютного нерезидента, въехав в страну даже на один день, должен в течение месяца отчитаться обо все своих счетах и движениях по ним.
А согласно минфиновскому документу, можно будет никому ничего не сообщать, пробыв в стране даже три месяца. "Гражданам России, проживающим за границей больше года, не придется отчитываться о своих зарубежных активах перед российскими налоговыми органами. Мы предлагаем сделать валютное законодательство мягче — чтобы гражданин РФ мог приехать в Россию на срок до трех месяцев в течение года без необходимости предоставлять информацию о своих иностранных счетах",— поясняют в ведомстве.
С 2018 года планируется существенно расширить список операций, которые будет разрешено проводить резиденту по счетам в иностранных банках (например, зачислять на них доходы от продажи ценных бумаг). "Минфин предлагает добавить с 2018 года и операции по зачислению на зарубежные счета выручки от продажи транспортных средств, яхты к примеру. А также доходы от продажи недвижимого имущества в странах ОЭСР и ФАТФ",— рассказывает Донат Бодниек. Иначе ситуация и вправду складывается совсем уж абсурдная. "Представьте себе на секунду, что человек, живущий в Швейцарии или в Англии и пользующийся исключительно зарубежными счетами, получает доходы от продажи тех же ценных бумаг. И все это, в размере 100%, он будет должен заплатить в российскую казну как незаконно полученные доходы. Для того чтобы эту ситуацию как-то исправить, Минфин предложил вместо одного дня увеличить срок пребывания в РФ до трех месяцев, чтобы дать возможность людям, постоянно проживающим за рубежом, совершать краткосрочные визиты в Россию — к родственникам, по каким-то вопросам бизнеса",— поясняет Сергей Калинин.
Однако все эти послабления вовсе не избавляют российских граждан от необходимости вдали от родины неукоснительно соблюдать валютное законодательство РФ. Ведь если человек не появляется в стране и не должен отчитываться перед налоговиками, но нарушил закон, а власти как-то узнали об этом, к нему будут применены все предусмотренные этим законом меры. "У людей началась настоящая паника. Многие посчитали, что речь идет об ужесточении валютного законодательства",— говорит руководитель практики "Международное право и налоги" компании "Лемчик, Крупский и партнеры" Яна Семеняка. "Все это может действительно вызвать истерию и целую волну сдачи российских паспортов, потому что многие скажут: с меня в России при превышении трехмесячного срока потребуют налоговый отчет",— уверен партнер Paragon Advice Group Александр Захаров. По его словам, поправки затрагивают интересы не двух миллионов россиян, проживающих за рубежом, как уверяет ЦИК, ссылаясь на данные российских консульствах за рубежом. "Реальные цифры — от 10 млн до 30 млн наших соотечественников",— считает Захаров.
Масштаб и причины недоумения понятны. "Естественно, люди искренне не понимают — зачем им давать информацию о своих зарубежных счетах, отчитываться о движении средств по ним, предоставлять реквизиты, если они давно живут, скажем, во Франции, являются налоговыми резидентами, платят налоги в размере 50%",— говорит Яна Семеняка.
Заграница не поможет
Россияне всю жизнь спокойно открывали счета в зарубежных банках. "Потому что раньше открытие счета за рубежом означало, что российская налоговая инспекция никогда не узнает об этих доходах",— говорит Сергей Калинин. От Минфина, по словам консультантов, ждали иной либерализации: бизнес добивается того, чтобы понятие "валютный резидент" было приравнено к понятию "налоговый резидент".
В принципе все обязанности по представлению отчетности о движении по вашим зарубежным счетам и обязанности уведомлять об открытии зарубежного счета — все это должно быть связано с налоговыми обязательствами, а не с валютными, считают консультанты. "Отчетность о движении средств необходима, чтобы налоговые органы могли проследить и доходы, полученные вами за рубежом. Потому что российский резидент, налоговый резидент платит налоги со своего общемирового дохода. И источник происхождения средств значения для России не имеет",— говорит Калинин.
Контроль над всеми доходами — цель не единственная. "Такое ощущение, что пытаются искусственно остановить вывод денег населением в иностранные банки. Например, в Европу, где страховая сумма €100 тыс. выплачивается сразу, без задержек, и нет проблем с "тетрадками" и "басманным правосудием". Искусственно тем, что ставят последующий запрет тратить деньги, хранящиеся на счете в иностранном банке, в РФ",— пишет пользователь Nikodimus в обсуждении темы на форуме Banki .ru.
Чем ситуация усугубилась и почему это стало горячей темой в последние несколько лет? Когда в 2012 году в КоАП были внесены поправки, с которыми появились штрафы в 75-100% от суммы операции, то диспозиция этих норм стала такова: все, кто совершил — по знанию или по незнанию — в прошлом какое-то нарушение (получил какие-то деньги, которые не должен был получить, или же счет у него был не задекларирован, условно говоря), ничего исправить уже не могут. "Прописали так, что любая последующая операция с деньгами тоже является нарушением, даже если человек со своего зарубежного счета захочет перевести деньги на счет в России. То есть деньги превращаются в отравленные навсегда. И поправки Минфина никак не решают эту проблему",— говорит партнер, руководитель налоговой практики по России и СНГ Goltsblat BLP Евгений Тимофеев.
12 мая Россия подписала международное соглашение об автоматическом обмене финансовой информацией, которое позволит ФНС с 2018 года получать данные о зарубежных счетах россиян от более чем 80 стран. А россияне в этом году впервые обязаны были отчитаться о своих зарубежных счетах. Однако, по словам консультантов, большинство, как и прежде, ничего не декларирует. "За это предусмотрены небольшие штрафы от 1,5 тыс. до 20 тыс. руб. Все ждут, будет ли работать двусторонний обмен автоматически, и никто не верит в сказки о том, что все будут всем все передавать",— считает Захаров.
Каким тогда будет эффект от поправок Минфина? Для постоянно проживающих в России ситуация не изменится принципиально — они как были обязаны отчитываться, так и будут обязаны это делать. "Личное дело каждого — скрывать это или не скрывать и как это делать",— говорит Александр Захаров. Для налоговых резидентов других стран — на момент их нахождения за рубежом, даже в случае, если они въезжают в Россию, и даже если они нарушают трехмесячный срок,— риски отсутствуют, считает Захаров. "Потому что де-факто никакой банк иностранный, даже той страны, которая договорится о двустороннем обмене информации с Россией, не сообщит о своих налоговых резидентах стране гражданства такого человека",— уверен он. То же самое относится к людям, которые получили паспорт этой страны. Потому что любые преследования со стороны России по валютным основаниям для иностранного государства не будут признаваться этим государством как нарушения, подлежащие содействию и преследованию на его территории. Поэтому они находятся в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ, уверены консультанты.
"Никто ничего в Россию не передаст. Если только сами такие лица не передадут соответствующую информацию властям. И самое худшее в этом абсурде: люди ориентируются на то, что им такие обязательства нужно выполнять. И если они не знают, что могут рассчитывать на защиту иностранных юрисдикций от произвольного изъятия их собственности, зато знают, что штрафы составят от 75% до 100% от незаконной валютной операции, естественно, многие из них могут пойти на то, чтобы сдать российский паспорт. А это — самый негативный сценарий для оценки действий наших властей",— резюмирует Захаров.
Мария ГЛУШЕНКОВА