Банковское обозрение: Неуловимый МФЦ
Не секрет, что российские власти обожают проводить всевозможные форумы - питерские, ялтинские, столичные, и непременно с участием Владимира Путина. Президент РФ приезжает туда, чтобы сделать программные заявления (как он, впрочем, поступал и будучи премьером РФ).
Но кроме режима «вещание с высоких трибун» о наших достижениях и успехах, в рамках подобных мероприятий предполагается еще и свободное общение с аудиторией в режиме «вопрос-ответ» (где бизнес поднимает весьма чувствительные и даже, скажем прямо, неудобные для власти темы). Так что до и после появления первого лица отдуваться приходится участникам пленарной дискуссии.
В рамках нынешнего форума ВТБ одной из таких пикантных тем стало обсуждение судьбы создания в Москве Международного финансового центра. Один из бизнесменов в лоб спросил сидящих на трибуне: «Что вы, господа, думаете об этом проекте?» - подразумевая: жив ли пациент или уже похоронили, но забыли известить заинтересованные стороны. Ведь у всех в памяти бесконечные обсуждения: когда и где будет построен этот финансовый оазис в российской столице, понадобятся ли для подъезда к нему новые мосты и тоннели и во сколько обойдется это строительство (из каких бюджетов). Но в последнее время все как-то подзатихло...
Как выяснилось на форуме, мы не просто последовательно двигаемся в сторону МФЦ - так считает глава Минфина Антон Силуанов, но и далеко продвинулись в его создании - в этом убежден его коллега, министр экономического развития Алексей Улюкаев.
«Московский финансовый центр - все понимают по-разному, что это такое. Для кого-то это высокие здания из стекла в большом количестве и люди с мобильными телефонами. А для кого-то - набор законов и правил, которые могут работать в определенных условиях или не работать, - пустился в рассуждения с трибуны форума глава МЭР. - Я считаю, что мы довольно далеко продвинулись в создании правовой структуры для работы МФЦ. Я имею в виду и закон о центральном депозитарии, и права номинальных держателей. И соответствующую инфраструктуру в виде московской биржи, и многое другое. Те современные системы платежей и расчетов, которые внедрены. По каким-то направлениям продвинулись больше. По каким-то - а именно в создании более комфортной среды обитания для инвесторов, большей правовой их защищенности - продвинулись меньше. Тем не менее легальные структуры существуют, хотя и не востребованы в связи с определенными обстоятельствами - геополитическими и иными. Но мы должны работать на будущее, доводить структуру до такой кондиции, когда инвесторам будет комфортно жить и работать в условиях московской реальности».
Эльвира Набиуллина, председатель ЦБ, с ним согласилась, что МФЦ -название проекта, которое говорит о нашем желании создать развитый финансовый рынок. «Это долголетняя задача. Мы последовательно двигаемся, достигли определенных успехов в том, что касается финансовой инфраструктуры, - уверяет глава ЦБ, ссылаясь на наличие биржи, а также на то, что сделано все, чтобы было возможно работать на рынке акций и облигаций через EuroClear и Clearstream [структуры получили прямой доступ к российским акциям в июле этого года, но не ломанулись сюда работать - прим. «Б.О»]. - Но для того, чтобы все это заработало как нечто похожее на МФЦ, нужно, чтобы в стране был внутренний инвестор, сбережения. Очень важно сохранить накопительный элемент пенсионной системы, чтобы были не просто инфраструктура, законодательство, инструменты, но и была кровь, которая текла по этим венам».
«Мы за два года, наверное, неплохо продвинулись, вы это тоже чувствуете, - обратился к залу Антон Силуанов. - Не обязательно говорить о московском МФЦ. Мы создали лучшие условия для работы инвесторов, в том числе внутренних. Если говорить про внешних инвесторов, недавно EuroClear принял решение о работе с рынком корпоративных акций у нас в России. К сожалению, инвесторы пока не торопятся вкладываться в Россию, но инфраструктура создана, улучшения для работы на нашем рынке налицо. Будем и дальше двигаться, создавая условия, чтобы инвесторы - внутренние и внешние, чувствовали себя так же комфортно, как и на других развитых финансовых рынках».
Герман Греф, глава Сбербанка, которого почти год назад фактически объявили творцом МФЦ, также сидел на трибуне. И, имея возможность ответить, промолчал.
Судя по этим комментариям, похоже, что о зданиях из стекла и бетона, построенных в соответствии с передовыми стандартами энергосбережения, равно как и о мостах и тоннелях, ведущих к ним, давно забыто. Ведь вены у так и не рожденного МФЦ давно «спали»: инвесторы - как внешние, так и внутренние - нутром чуют, что кровь - то есть деньги, пускать в российскую экономику слишком рискованно.
Екатерина КАЦ