Известия: Лицензии российских банков могут стать международными
Как выяснили «Известия», на территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС, в него вошли Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения) могут появиться наднациональные банковские лицензии - как в Евросоюзе. С соответствующим предложением к Центробанку обратилась Ассоциация региональных банков России (копия письма есть у редакции).
По мнению ассоциации, банки, лицензированные в одной стране, получат возможность осуществлять все виды деятельности, указанные в их лицензии, в других странах -участницах ЕАЭС - без обращения за дополнительными разрешениями и лицензиями. При этом обязанность контролировать кредитные организации может быть возложена на надзорные органы «домашней» страны банка. Источник, близкий к ЦБ, говорит, что в том или ином виде эта идея будет реализована - ведь договор о создании ЕАЭС уже предусматривает создание единого финрегулятора.
Договор об образовании ЕАЭС подписан 29 мая 2014 года в Астане, это следующая стадия развития Таможенного союза: цель ЕАЭС - свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами, а также координация политики в ключевых отраслях экономики - энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте. К 2025 году члены союза намерены создать финансовый регулятор (в Алма-Ате), который позволит контролировать проведение единой макроэкономической и антимонопольной политики. Договор вступит в силу 1 января 2015 года.
Как рассказал «Известиям» президент Ассоциация региональных банков (АСРОС) и зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принцип наднациональных банковских лицензий сейчас действует в Евросоюзе.
- Если мы формируем единое экономическое пространство, и лицензии должны быть общими, и правила работы, и надзор, - говорит Аксаков.
У банковских систем России, Белоруссии и Казахстана есть ряд общих черт, из которых самая характерная - ведущую роль в них играют госбанки и кредитные организации с иностранным капиталом. В России свыше 800 банков, тогда как в Казахстане и Белоруссии примерно по 30. Банковская система Армении самая небольшая в ЕАЭС, в ней 20 банков, главную роль на рынке играют иностранные - например Газпромбанк (приобрел Арэксимбанк в 2000-х годах) и ВТБ.
Российские банки в целом ведут активную экспансию на рынки СНГ, и «дочки» отечественных кредитных организаций стабильно входят в топ-30 банков стран бывшего Советского Союза. В то же время дочерние банки Белоруссии, Казахстана и тем более Армении не входят даже в сотню крупнейших в России. Процентные ставки в национальной валюте по кредитам в российских банках - самые низкие среди банков стран СНГ. Минимальное значение норматива достаточности капитала банков (показатель их финансовой устойчивости; отношение собственного капитала к активам, взвешенным по уровню риска) в Белоруссии и Казахстане составляет 8%, в России и Армении - 10%. Различаются, конечно, и формы отчетности банков стран - участниц ЕАЭС.
По словам источника, близкого к ЦБ, регулятор, скорее всего, поддержит предложение банкиров и оно будет реализовано в том или ином виде.
- Нам следует прийти к единой регуляторной политике, чтобы совместно устранять перекосы в банковской системе, - говорит источник, близкий к Банку России. - Например, у нас 145 банков привлекают под высокий процент вклады населения, и это опасная тенденция, а ограничения по ставкам депозитов действуют только в отношении восьми банков. Регуляторам ЕАЭС в целом следует принимать зеркальные шаги, чтобы создавать равные условия.
Как отмечает директор департамента международного бизнеса и финансовых институтов Бинбанка Юрий Амвросиев, различия в регулировании, отчетности слишком существенны и быстрой, легкой интеграции банковских систем ЕАЭС не получится.
- Сначала надо создать общую законодательную базу и унифицировать регулирование, - считает Амвросиев. - Но предварительно необходимо посмотреть на опыт того же ЕС, который пока нельзя назвать успешным. Введение наднационального финансового регулирования, как и других надгосударственных институтов, влечет за собой ограничение национальных интересов, особенно в случае кризисных ситуаций. Необходимо изучить кризисные ситуации в Греции и Португалии последних лет, сделать выводы и учесть при составлении законодательной базы.
Старший аналитик Национального рейтингового агентства Максим Васин считает, что на территории развивающихся стран, в которых практики банковского надзора еще не устоялись и имеют определенные недостатки, действие наднациональных лицензий несет риск потери контроля над действующими в странах банками, которые формально лицензированы в другом государстве.
- Также представляется, что подобная инициатива исходит от крупнейших банков, которые заинтересованы в экспансии на рынки соседних государств, однако такая экспансия может вредить интересам национальных банков (к примеру, банки Армении могут оказаться неспособными конкурировать со Сбербанком или ВТБ), - указывает Васин. - В Европе вопросы надзора на наднациональном уровне частично переходят к ЕЦБ, в ЕАЭС подобного органа пока нет. Если наднациональные лицензии будут вводиться до его создания, то, вероятно, вопросы надзора за банками станут решаться на основе соглашений регуляторов отдельных стран.
Как считает старший аналитик ИГ «Норд-капитал» Сергей Алин, необходимо брать пример с ЕС, где ЕЦБ поместил надзорные комиссии в 130 крупнейших банках еврозоны.
- В общем и целом «голова» в этой схеме получается одна, - говорит Алин. - Эта голова имеет право и на отзыв лицензии.
По словам начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, у интеграции есть очевидные риски, главный из которых - расширение дыры для оттока капитала.
- Мошенники с удовольствием воспользуются возможностью использовать белорусские и казахстанские банки для того, чтобы заниматься отмывом в России, - отмечает Осадчий. - Но и в настоящее время мошенники активно используют уникальные возможности, предоставляемые Таможенным союзом. В 2012 году почти половину оттока капитала из России обеспечили Казахстан ($10 млрд) и Белоруссия ($15 млрд). Единое таможенное пространство позволяет легко выводить капитал в офшоры. Для вывода капитала используются фиктивные поставки из Белоруссии и Казахстана.
Анастасия АЛЕКСЕЕВСКИХ