РБК: Каждый десятый рубль бюджета пройдет по «другим» статьям
Расходы бюджета по непрозрачным «другим вопросам» в 2017 году вырастут до 10%. Отчасти это можно считать неофициальным засекречиванием расходов, говорят эксперты.
Расходы федерального бюджета, классифицированные правительством по статьям «другие вопросы», в 2017 году увеличатся до 1,62 трлн руб., или почти 10% от общих расходов, следует из проанализированных РБК материалов к проекту бюджета. Иными словами, каждый десятый рубль попадает в непрозрачную «ячейку», которую власти не смогли (или не захотели) отнести к более определенным и конкретным направлениям. Это больше, чем в 2016 году, по итогам которого «другие вопросы» составят 1,46 трлн руб., или 8,9%.
В некоторых случаях «другие вопросы» — это обычные расходы, для которых не нашлось «своего» подраздела: например, расходы в области туризма, которые попадают в «Другие вопросы в области национальной экономики». В других — расходы на госаппарат, сформулированные достаточно абстрактно («расходы на обеспечение функций государственных органов»). Но значительная доля таких «других» расходов осела в силовых разделах («Национальная оборона», «Национальная безопасность») и может считаться квазисекретной — только без формального грифа секретности.
Расходы по статьям «другие вопросы» отчасти можно рассматривать как засекреченные, считает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. «Другие» расходы могут быть связаны с обороной — «одним из самых спорных направлений госрасходов», говорит она. Закрывая эти расходы, власти «убирают возможность обсуждать, насколько эти вопросы необходимы», продолжает эксперт. Перевод отдельных трат в категорию «других вопросов» она называет «политическим решением», которое принимается на уровне выше Минфина. При этом дело не в том, что у Минфина что-то не так с классификацией расходов, уверена Суслина. «Классификация очень подробная, просто обычно она публикуется не вся — только пара уровней, хотя их намного больше. У Минфина, конечно, все это есть, он знает, сколько средств на что пошло», — отмечает эксперт.
РБК проанализировал структуру бюджетных расходов по 12 разделам функциональной классификации («Общегосударственные вопросы», «Национальная оборона», «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», «Национальная экономика», «Социальная политика» и т.д.). В каждом из них есть подраздел «другие вопросы». Традиционно большинство таких расходов в абсолютном выражении приходится на направления «Национальная оборона», «Национальная экономика» и «Общегосударственные вопросы». При этом в составе «Общегосударственных вопросов» расходы на «другие вопросы» занимают почти 25%, в «Национальной экономике» — около 17%, «Национальной обороне» — 13% (по данным на 2016 год, согласно октябрьским бюджетным поправкам).
В 2017 году в лидеры по наполнению статьи «другие вопросы» вновь выходит «Национальная экономика» — почти 700 млрд руб. (30% ассигнований по разделу). Так уже было в 2014–2015 годах (при этом в 2014 году в «других вопросах» национальной экономики оказалось более 1,5 трлн руб.). По подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» отражаются в том числе вопросы, отнесенные к сфере ядерно-оружейного комплекса, расходы, связанные с реализацией международных договоров России по использованию высокообогащенного урана, извлеченного из ядерного оружия, расходы, связанные с обеспечением ядерной, радиационной и экологической безопасности, следует из правил Минфина об отнесении расходов на разделы и подразделы. Часть денег, отнесенных к «другим вопросам» национальной экономики, в 2017 году может быть перераспределена по решениям президента и правительства на ликвидацию последствий деятельности объектов по хранению и уничтожению химического оружия, следует из законопроекта о федеральном бюджете, внесенного 28 октября в Госдуму.
Неудивительно, что почти 20% расходов на «другие вопросы» по разделу «Национальная экономика» официально засекречены.
Впервые ассигнования на «Другие общегосударственные вопросы» превысят аналогичную статью раздела «Национальная оборона»: 290 млрд руб. против 274 млрд руб. в 2017 году. Из проекта бюджета следует, что именно в «Других общегосударственных вопросах» зарезервированы 96 млрд руб. на «материальную мотивацию» чиновников и еще 18,3 млрд руб. — на отдельные решения президента и правительства (например, решения о предоставлении военного и гражданского персонала для участия в миротворческих миссиях).
Кроме того, начиная с 2016 года резко возросли расходы на «другие вопросы» по направлению «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Если в 2015 году по этой статье проходило лишь 11 млрд руб., то в 2016 году — уже 109 млрд, а на 2017 год планируется почти 150 млрд руб. В этом смысле «Национальная безопасность» скорее приближается по степени закрытости к «Национальной обороне», где в 2016 году к «другим вопросам» были отнесены расходы на сумму более 500 млрд руб. В прошлом году эксперты РАНХиГС и Института Гайдара в своем заключении на проект бюджета 2016 года отмечали «значительное перераспределение расходов подраздела «Вооруженные силы» в пользу подраздела «Другие вопросы в области национальной обороны», которое никак не объяснялось правительством и «представляется контрпродуктивным».
«Другие вопросы» в силовых разделах коррелируют с формальным засекречиванием: так, в разделе «Национальная оборона» на 2017 год более половины расходов по «другим вопросам» засекречены, а в «Национальной безопасности» — более 97%. Получается, что эти ассигнования как бы засекречены вдвойне.
Если рассматривать расходы, отнесенные в бюджете на «другие вопросы», как условно непрозрачные и добавить к ним формально засекреченные ассигнования, то доля непрозрачных расходов в бюджете 2017 года превысит 24%. Впрочем, с этой точки зрения бюджет становится более открытым — в 2014, 2015 и 2016 годах эта доля достигала 27–28%. Резкий рост произошел после 2013 года, когда начался конфликт на Украине и отношения России с Западом обострились.
Каждый десятый рубль, направленный по «другим вопросам», — это обычная «структурная непрозрачность», говорит заведующий лабораторией военной экономики Института экономической политики Гайдара Василий Зацепин. «Это советская травма. С советских времен у нас полностью непонятный и непрозрачный бюджет. Верховный совет его одобрял, но на что именно тратятся деньги, знали только конкретные чиновники в Минфине», — говорит он.
Иван ТКАЧЕВ, Антон ФЕЙНБЕРГ
Таблицу к статье можно посмотреть на сайте источника.