Reuters: Первый зампред ЦБ РФ Тулин не нашел в надзорном блоке «оторванных от жизни» чиновников
Первый зампред Банка России Дмитрий Тулин, сменивший по приказу председателя ЦБР поле деятельности с денежно-кредитной политики на надзор, признался, что сильно отстал в регуляторной практике, но наверстает упущенное, тем более, что в надзорном блоке он обнаружил профессионалов, отлично чувствующих потребности банковской индустрии.
Банк России сообщил в октябре о планируемой перестройке надзорного блока и смене его руководства: первый зампред ЦБР Алексей Симановский и зампред Михаил Сухов покинули свои посты, а Тулин с 17 октября стал курировать банковское регулирование и надзор и возглавил комитет банковского надзора.
Во вторник Тулин выступал на мероприятии Ассоциации российских банков (АРБ), где признался банкирам, что еще не полностью перенял дела:
"Не занимался этими вопросами 10 лет, но, вроде как первые недели показали, что по всей видимости, руки помнят кое-что, и навыки, вкус, интерес к кредитным организациями, банкам, банковскому делу, людям, которые в нем работают, не иссяк. Остались привычка, навыки, интерес к анализу хозяйственной и финансовой деятельность банков. Но от регуляторной практики современной, я, конечно, изрядно отстал. Естественно - 10 лет меня это не очень волновало, теперь придется наверстывать упущенное".
60-летний Тулин в январе 2015 года вернулся в ЦБР на пост первого зама Эльвиры Набиуллиной по денежно-кредитной политике, до этого он работал в Центробанке в 1991-1994 и 2004-2006 годах, оба раза в должности зампреда.
Теперь, вернувшись в надзорный блок, Тулин увидел, что в нем возросла доля персонала, имеющего, как и он, опыт работы в банковском секторе:
"В этом коллективе Центрального банка сильно увеличилась доля людей, и среди руководства банковского надзора, которые большую часть своей жизни или всю свою жизнь профессиональную проработали в банковской индустрии, это люди, которые были состоявшимися успешными банковскими менеджерами с известной репутацией профессиональной и которые отлично понимают и чувствуют все потребности банковской индустрии. Кровь от крови, плоть от плоти банковского мира. Они не являются чиновниками, которые абсолютно оторваны от реальной жизни".
На прошлой неделе Тулин в беседе с журналистами подтвердил, что уже вплотную занимается надзорными вопросами и пообещал сохранить преемственность.
"У нас все преемственное, мы же как супертанкер, который не может повернуть резко в сторону, мы должны долго-долго плыть".
На вопрос, продолжится ли зачистка банковского сектора, Тулин сказал, что "надзор должен быть не карательным, а консультативным".
"О нашей деятельности профилактической, о ней никто не знает. Врач скрывает болячки своих пациентов, он их лечит, а окружающие не догадываются - как человек был болен и как он выздоровел, благодаря усилиям врача... или другая аналогия - о работе разведчиков узнают только после провала. В нашей работе крах банка с отзывом лицензии, санацией - это провал, а сколько случаев благополучного выздоровления - об этом никто не знает, - сказал Тулин.
По его словам, о случаях выздоровления нельзя рассказывать.
"Поэтому, наша заведомо неблагодарная миссия - о наших успехах никто не знает, только о провалах".
ЦБР отозвал в 2015 году 93 банковские лицензии, в этом году - пока 84 лицензии (на 3 ноября 2016 года).
Кира ЗАВЬЯЛОВА, Елена ФАБРИЧНАЯ