Коммерсант: Граждане снизили активность в управлении пенсиями
Новые правила распоряжения гражданами своими пенсионными накоплениями, требующие их личного визита в ПФР или к нотариусу, почти в два раза увеличили разрыв между числом договоров и заявлений о переводе средств. Не обошлось и без уловок самих НПФ.
В пятницу Пенсионный фонд России (ПФР) раскрыл информацию о поведении клиентов негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за девять месяцев. Так, о переходе из ПФР в НПФ в январе--сентябре было подано 865 тыс. заявлений, из НПФ в НПФ - 584 тыс. Кроме того, ПФР сообщил о том, что 43 тыс. человек решили перевести свои накопления в управляющую компанию, а 105 тыс.- вернуться в ПФР. При этом, по данным ПФР, договоров о выборе НПФ в Пенсионный фонд поступило почти в два раза больше, чем заявлений,- 3 млн, хотя для перевода пенсионных накоплений требуются оба этих документа.
Такое несоответствие встречалось и раньше, и объяснялось оно сознательной задержкой с передачей заявлений граждан в ПФР самими НПФ, которые раньше могли выступать в качестве трансфер-агентов населения, то есть заверять и самостоятельно подавать заявления граждан в ПФР. Поскольку ПФР признает действительным последнее заявление (в случае, если в течение года один и тот же человек подал документы на перевод пенсионных накоплений в несколько фондов), многие НПФ принимали заявления от граждан с открытой датой и сдавали их в ПФР лишь в конце года. И даже в такой ситуации разница между заявлениями и договорами была существенно меньше. Например, по статистике ПФР на 1 октября 2013 года, НПФ передали 7,4 млн договоров и 6,6 млн заявлений, то есть всего на 10% меньше. «Это своего рода небольшое жульничество, но многие на него шли»,- признает представитель НПФ из топ-20.
Сейчас объяснение шире: с 1 января 2014 года НПФ передают в ПФР договор, но заявление гражданин должен подать самостоятельно. Поручить это НПФ можно, только предварительно посетив нотариуса для заверки заявления. Неудобство новой процедуры и стало одной из причин столь существенной разницы в количестве договоров и заявлений, считают участники рынка. «Если раньше можно было просто передать документы через НПФ, то сейчас нужно идти до ПФР, выстаивать там очередь. Понятно, что далеко не все захотят это делать»,- сетует гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.
Впрочем, не только граждане, но и сами НПФ внесли свой вклад в статистику. НПФ, получая заверенные у нотариусов заявления граждан, по-прежнему медлят с их передачей в ПФР. Правда, теперь уже не прибегая ни к каким уловкам. Ранее у договора и у заявления был «срок годности» - время, в течение которого фонд обязан был передавать документы в ПФР. Сейчас такой «срок» есть у договора, это 30 дней, у заявления же его больше нет. «Хотя нотариус, заверяя заявление, ставит на нем дату, ПФР регистрирует заявление в зависимости от даты его поступления. Так что фонды по-прежнему могут придерживать у себя документ до конца года, но уже на законных основаниях»,- поясняет гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов. «Таким инструментом пользуются некоторые НПФ»,- подтверждает руководитель крупного НПФ.
Мария ЯКОВЛЕВА