Газета.Ru: Госдума делает контролирующее лицо

Законопроект, направленный на возвращение в российский бюджет денег, выведенных в офшоры, внесли в Госдуму представители всех парламентских фракций. Документ в числе прочего предполагает принудительную постановку на учет в налоговые органы владельцев офшоров, для которых вводится специальное понятие «контролирующее лицо». Законопроект может быть принят в ускоренном порядке и подписан президентом до 1 декабря.

Во вторник в Госдуму был внесен законопроект «о налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний». Подписали его представители всех парламентских фракций. Документ призван решить вопрос деофшоризации российского бизнеса, заявил «Газете.Ru» секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов, поставивший подпись под законопроектом. Эту задачу ставил в своем прошлом послании президент, напоминает он.

Глава государства, выступая в декабре 2013 года перед Федеральным собранием, заявил: «Доходы компаний, которые зарегистрированы в офшорной юрисдикции и принадлежат российскому собственнику, конечному бенефициару, должны облагаться по нашим налоговым правилам, а налоговые платежи должны быть уплачены в российский бюджет».

Путин предложил продумать схему, «как эти деньги изъять», и сослался на оценки экспертов, в соответствии с которыми только в 2012 году «через офшоры и полуофшоры» прошли российские товары общей стоимостью $111 млрд. «За этими цифрами - вывод капиталов, которые должны работать в России, прямые потери бюджета страны», - подчеркнул глава государства.

С тех пор попытки выполнить путинское послание предпринимались несколько раз: вносились различные законопроекты, которым, однако, не давался ход. «Не было адекватного механизма решения проблемы. Сейчас, на наш взгляд, он найден», - уверен еще один соавтор законопроекта, коммунист Денис Вороненков.

Согласно документу, в Налоговом кодексе должна появиться глава, в которой вводятся понятия «контролируемая иностранная компания» и «контролирующее лицо».

Контролируемой иностранной компанией предлагается считать структуру, которая не является налоговым резидентом РФ, но находится под контролем юридических или физических лиц, которые таковыми являются. Они в свою очередь будут именоваться контролирующими лицами. Такой статус, согласно документу, собственник получит, если его доля в иностранной компании превышает 25%, а совместная доля с супругами и несовершеннолетними детьми - более 50%.

«Схема, когда доли владения раскидываются на членов семьи, встречается довольно часто», - говорит Вороненков. Если будет установлено, что лицо, формально в компании не участвующее, все же имеет возможность влиять на ее решения, это тоже будет считаться контролем.

Данная норма, по словам Вороненкова, нужна в том числе потому, что реальные собственники офшоров нередко оформляют их на третьих лиц, которые, с одной стороны, членами семьи не являются, но с другой - владелец вполне может на них влиять. «Речь идет о личных шоферах, поварах», - конкретизирует депутат.

Благодаря закону можно будет вывести из тени все капиталы, уверен еще один подписант, эсэр Владимир Парахин: «Мы сможем выявить конечных бенефициаров и добиться, чтобы все налоги были уплачены в российскую казну».

Людей, которые занимаются за рубежом «активной, открытой деятельностью», являются собственниками публичных компаний, закон не коснется, обещает депутат.

Под действие документа не подпадают, например, компании, зарегистрированные на территории государства, с которым у России есть договор о избежании двойного налогообложения. При условии, правда, что такое государство ведет с РФ обмен информацией о собственниках компаний.

Вычислять тайных владельцев офшоров поможет ратифицированная Госдумой конвенция ОЭСР «О взаимной административной помощи по налоговым делам», рассчитывает Парахин. Страны, присоединившиеся к конвенции, должны помогать друг другу в обмене информацией, проведении одновременных налоговых проверок, взыскании долгов налогоплательщиков.

Впрочем, собственник офшора может добровольно «сдаться» в налоговые органы РФ, раскрыв необходимую информацию и заплатив налоги в бюджет.

Если гражданин или компания идти на сотрудничество с налоговиками не желают, включается механизм принудительного признания его «контролирующим лицом». Для начала адресату направляется уведомление с требованием в течение 20 дней признать себя таковым. У гражданина или компании есть выбор: либо подчиниться, либо обратиться в суд.

Если в течение трех месяцев требование налогового органа не обжаловано в суде, то компания или гражданин получают статус «контролирующего лица» в принудительном порядке, а прибыль подконтрольных структур облагается налогом.

Ответственность за несоблюдение закона авторы предлагают следующую. За «неправомерное неуведомление» об участии в офшоре - штраф 100 тыс. руб. Такую сумму владельцу (или совладельцу) придется заплатить за каждый выявленный налоговиками офшор. Непосредственно за неуплату или неполную уплату начисленных налогов - штраф в размере 20% (но не менее 100 тыс. руб.) суммы.

Законопроект, скорее всего, будет принят в ускоренном темпе. «Понимая значимость проблемы, я буду предлагать такой порядок принятия, который позволит ввести закон в действие с 1 января 2015 года», - заявил «Газете.Ru» глава профильного думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. По его словам, комитет рассмотрит документ на своем заседании 1 ноября, а первое чтение может состояться уже 11-го. До 1 декабря законопроект может быть утвержден Советом Федерации и подписан президентом.

Предусмотрен переходный период. До 2017 года за несоблюдение закона штрафы взиматься не будут. Также до 2017 года нарушителей предлагается не привлекать к уголовной ответственности за неуплату налогов (в соответствии с уже действующим законодательством) при условии, что они «возместят государству ущерб в полном объеме».

До 2017 года доля собственника в иностранной структуре для признания «контролирующим лицом» должна составлять не 25%, а 50%.

«Это фактически «налоговая амнистия», - уверен еще один соавтор, Александр Курдюмов (ЛДПР).

«Документ не запрещает заниматься бизнесом в других государствах и учреждать за рубежом юридические лица. Только налог по доходам платите здесь», - говорит Сергей Неверов.

«Тезис, что офшоры - зараза, которую нужно выжигать каленым железом, КПРФ пропагандировала всегда. Эта одна из черт дикого капитализма, - рассуждает первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников (КПРФ). - Законопроект сложный, в нем много нюансов, но все сформулированные алгоритмы нацелены на одно - остановить уход от налогообложения через офшоры».

«Принципиально курс на деофшоризацию правильный, но надо учитывать условия, в которых он реализуется, - комментирует законопроект глава Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. - Курс на деофшоризацию надо проводить, когда экономика растет. А его проводят, когда все падает». Результатом станет то, что налоговая нагрузка на бизнес возрастет, а это в настоящее время противопоказано. Сразу после того, как закон начнет действовать, «бюджет, конечно, что-то получит», но впоследствии положительного эффекта не будет. «Предлагаемые меры дестимулируют экономическую активность», - уверен эксперт. На иностранных инвестициях закон также скажется плохо, резюмирует он.

Наталья ГАЛИМОВА