РБК: Несколько регионов досрочно достигли цели ЦБ по инфляции

В четырех российских регионах инфляция уже упала ниже 4% заявленного целевого уровня. Как отмечают эксперты, секрет успеха этих регионов в том, что их жители резко снизили свои расходы.

По итогам анализа инфляции за октябрь 2016 года выяснилось, что некоторые регионы уже достигли заявленной Банком России цели по инфляции в 4% в годовом выражении, которой регулятор хочет достичь по всей стране в целом только к концу 2017 года, рассказали РБК источники, близкие к ЦБ. Это подтверждается данными Росстата. Таких регионов четыре: Магаданская область — 3,75%, Мордовия — 3,86%, Удмуртия и Оренбургская область — 3,9 и 3,95% соответственно. Еще девять регионов оказались довольно близки к этой цели — там годовой уровень роста цен находится между 4 и 5%. Это Ингушетия, Татарстан, Алтай, Тыва, Хакасия, Саратовская, Омская, Сахалинская и Белгородская области.

Инфляция падает из-за перехода населения к сберегательной модели потребления и падения доходов, говорят аналитики. Если доходы начнут расти, а регионы получат дополнительные деньги из федерального бюджета, то рискуют не вписаться в цель по инфляции в 4%, считают эксперты.

Банк России объявил о переходе к плавающему курсу рубля и установке целевого уровня инфляции в конце 2014 года. Тогда же был объявлен и ориентир по годовой инфляции в 4%, намеченный на 2017 год.

При этом из данных Росстата следует, что в октябре годовая инфляция сильно превышала ориентир ЦБ в семи регионах. Самой высокой она оказалась в Крыму и Иркутской области — 8,61 и 8,3%. Выше 7% держалась в октябре годовая инфляция в Московской области, Ненецком, Ханты-Мансийском и Еврейском автономных округах, а также в Хабаровском крае.

Региональные различия в инфляции вызваны сложной комбинацией факторов, как среднесрочных, так и разовых, говорится в ответе Банка России на запрос РБК. ЦБ отслеживает динамику цен в отдельных регионах, напомнил представитель Банка России.

По прогнозу Банка России, общий уровень инфляции по итогам 2016 года составит 5,5–5,6%. По данным Росстата, по итогам октября этот показатель составил 6,1%. Пока начиная с 1991 года рекордно низкой инфляция по итогам года была в 2011 году — также 6,1%. Но с 2014 года темп роста цен резко ускорился. Так, по данным Росстата, в 2014 году инфляция составила 11,4%, в 2015 году поднялась до 12,9%. В 2016 году она снова начала падать.

В октябре глава Банка России Эльвира Набиуллина заявляла, что все равно считает текущую инфляцию высокой, а инвестиционным уровнем инфляции — показатель 4%. «Сейчас привычна инфляция 6–7%, все чаще раздаются пожелания: пора снижать ставки, инфляция уже пришла в норму. Но 6–7% было более-менее нормальной инфляцией в середине 2000-х годов при постоянном росте цен на нефть», — говорила Набиуллина.

В регионах, где инфляция уже упала ниже ориентира ЦБ, это произошло только из-за падения платежеспособного спроса населения, считают аналитики. «Практически все регионы с инфляцией в октябре ниже 4% — депрессивные, там падает оборот розничной торговли, а население сберегает, но не тратит», — говорит советник генерального директора по макроэкономике компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов. По его словам, из списка «выпадает» только Татарстан, которому удалось снизить инфляцию благодаря росту производства местного продовольствия — обильное предложение сбило цены на еду.

В большинстве регионов инфляция снизилась из-за низкого темпа роста доходов населения, соглашается экс-зампред ЦБ, завкафедрой фондовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС Константин Корищенко. «Фактически мы имеем дело с инфляцией потребительской корзины, где рост цен на 70% зависит от трат, которые могут себе позволить домохозяйства», — добавил он.

В самом ЦБ считают, что инфляцию в регионах снижают и низкие темпы роста российского кредитного рынка — они сдерживают совокупный спрос населения. «Как ценовые, так и неценовые условия кредитования в целом оставались довольно жесткими, что во многом определило близкие к нулю темпы роста кредитного портфеля», — говорится в обзоре региональных кредитных рынков за второй квартал 2016 года.

Высокая инфляция, по мнению Хестанова, сохраняется в основном в регионах пока еще с высоким уровнем благосостояния, но зависимых от импорта — это касается, например, Московской области. В остальном же высокая инфляция в регионах-«рекордсменах» по уровню цен — это проблема чисто логистическая: все они отдаленные, цены там растут быстрее из-за высоких расходов на транспортировку товаров, добавляет аналитик.

В ближайшие месяцы показатели инфляции в регионах будут зависеть в первую очередь от того, как им будут выделяться трансферты из федерального бюджета, продолжает Хестанов. «Те же майские указы президента создали большую нагрузку на региональные бюджеты, выполнить их своими силами они точно не смогут», — полагает аналитик. В итоге чем больше средств выделит регионам федеральный бюджет, тем быстрее будет расти инфляция, говорит Хестанов.

По его мнению, планы ЦБ по инфляции в 4% к концу 2017 года могут быть и не выполнены. «Но в любом случае наличие такого ориентира лучше, чем его отсутствие: лучше иметь стагнацию в экономике при низкой инфляции, чем при высокой», — считает Хестанов.

Главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова не верит, что инфляция снизится до 4% в установленные ЦБ сроки. «Я не думаю, что к концу 2017 года получится снизить инфляцию до 4%. Скорее всего, она останется на уровне 5–6%», — полагает Орлова. По ее мнению, сбить рост цен помешают повышенные инфляционные ожидания населения и бизнеса, а также возможный рост зарплат.

Само по себе появление первых достигших таргета регионов не характеризует всю монетарную политику, отмечает руководитель аналитического департамента по региону EMEA Дойче Банка Элина Рыбакова. Помимо инфляции важны индикаторы роста и развития: инвестиции, производительность труда, занятость в регионе, качество образования. «Появление регионов с низкой инфляцией, на мой взгляд, среди прочего говорит о том, что экономика стабилизировалась: хотя пока мы и на нуле, но вышли из пике. Однако слишком низкая инфляция тоже плохо», — подчеркивает она.

Роман МАРКЕЛОВ