Reuters: ЦБ РФ видит риски всплеска волатильности в ожидании повышения ставки ФРС США
Банк России считает ожидаемое инвесторами в декабре очередное повышение ставки ФРС США потенциальным триггером роста волатильности на локальном финансовом рынке.
"Среди ключевых потенциальных триггеров волатильности – дальнейшее повышение ставки ФРС США с последующим ростом стоимости заимствований, замедление экономики и усиление кредитных рисков в Китае, сохраняющаяся неопределенность относительно условий выхода Великобритании из ЕС (Brexit)", - перечислил ЦБР основные внешние риски.
В настоящее время на глобальных рынках, несмотря на сохранение мягких условий, наблюдается рост стоимости заимствований в долларах США в ожидании дальнейшего повышения ключевой ставки на заседании ФРС 13-14 декабря.
"Для России, где долговая нагрузка относительно невысока, потенциальные риски связаны не столько с повышением стоимости долларового финансирования для заемщиков, сколько с возможным эффектом заражения: схлопыванием пузырей на глобальных финансовых рынках, оттоком капитала из стран с формирующимися рынками, падением цен на сырьевые товары", - говорится в обзоре финансовой стабильности ЦБР.
На фоне сохранения ожиданий повышения ключевой ставки ФРС США растет трехмесячная долларовая ставка LIBOR.
По мнению регулятора, влияние роста процентной ставки LIBOR на российские компании является достаточно ограниченным в связи с тем, что доля их долгового портфеля с привязкой к ставке LIBOR остается невысокой.
Финансирование в иностранной валюте привлекали преимущественно крупные экспортеры с высокой кредитоспособностью.
Опрос крупнейших российских кредитных организаций, проведенный Банком России в октябре, показал, что доля кредитов компаниям с плавающими ставками не превышает 20 процентов.
"Перспективы развития американской экономики становятся менее определенными с учетом возможных перемен в торговой и иммиграционной политике США, изменений в налоговой и бюджетной сфере после победы Дональда Трампа на президентских выборах в США", - указал ЦБР.
Кроме того, остаются неясными последствия Brexit в долгосрочном периоде, указал ЦБР.
Воздействие Brexit на финансовые и торговые связи России и Великобритании ЦБР оценил как достаточно умеренное, в том числе в условиях действия западных санкций в отношении России и ограниченного доступа к международным рынкам капитала.
В последние годы активы российских банков по отношению к резидентам Великобритании существенно снизились в долларовом эквиваленте – с $51,9 миллиарда на 1 января 2014 года до $18,8 миллиарда на 1 октября 2016 года, по предварительным данным.
Объем обязательств российских банков перед резидентами Великобритании снизился за этот период с $31,9 миллиарда до $10,2 миллиарда.
Елена ФАБРИЧНАЯ