Газета.Ru: Рождество в кредит

Неожиданные результаты президентских выборов в США и победа Дональда Трампа не поколебали уверенность американцев в экономике своей страны и не сократили планируемые затраты на подарки к Рождеству. Но многие жители США и Великобритании предпочитают брать кредит для того, чтобы позволить себе покупку запланированных подарков.

По данным ноябрьского опроса Института Гэллапа, в нынешнем году американцы собираются потратить на рождественские подарки в среднем $752. Это меньше, чем в 2015 году (когда чек составил $830), но практически совпадает со средним показателем за последние семь лет — $751 (измерение проводится с 2010 года).

За последние шесть лет траты в 2015 году были максимальными, а меньше всего расходов американцы понесли в 2013 году — $704.

Порядка 30% совершеннолетних американцев заявили, что собираются выделить на подарки $1000 или более. Около 23% сообщили, что не планируют тратить больше $250. Еще 9% респондентов ответили, что вообще не отмечают Рождество и поэтому не покупают подарки. Если исключить из расчета среднего показателя эти ответы, то сумма расходов на подарки становится еще внушительнее — $831.

При этом опросы, проведенные в прошлом году, показывают, что 22% респондентов намеревались попросить деньги в долг или взять кредит, чтобы получить возможность купить подарки для своих близких, отмечает Bloomberg. Половина из них собиралась выплатить заем в течение трех месяцев, другая половина — в срок от 6 до 12 месяцев. Чаще других к кредитам прибегают семьи с детьми.

Не планируют брать кредиты представители наиболее бедных слоев населения: они скорее откажутся от покупки, которую не могут себе позволить в данный момент.

Похожая ситуация складывается и в Великобритании. Около трети граждан Соединенного Королевства — 16,5 млн человек — в этом году будут вынуждены покупать подарки в кредит.

5 млн сообщили о том, что возьмут кредит на закупку продуктов для рождественского стола. Как отмечает Джоанна Элсон, исполнительный директор благотворительной организации Money Advice Trust, большинство людей «предпочитают не задумываться о будущих проблемах в преддверии Рождества», поэтому им проще одолжить деньги, чем спланировать праздничный бюджет и придерживаться его.

Предыдущий опрос, проведенный в октябре, показывал, что на подарки будет потрачено $785. Результаты ноябрьского опроса важны еще и потому, что последний был проведен практически сразу после объявления результатов президентских выборов, с 9 по 13 ноября. Своими ответами жители США подчеркнули уверенность в стабильности экономики страны, хоть это и не вылилось в увеличение запланированных трат.

Тем не менее намерения потребителей — хороший знак для ритейлеров: накопленные Институтом Гэллапа данные позволяют предположить, что в итоге праздничные траты увеличатся приблизительно на 3%.

Аналогичный опрос исследовательского центра American Research Group выглядит даже более оптимистичным: согласно этому прогнозу, в этом году затраты американцев на Рождество составят рекордные $929 — на $47 выше, чем в 2015 году. Впрочем, и это не самые высокие результаты за 32 года, на протяжении которых проводится опрос.

В 2001 году американцы потратили рекордные $1052. А в разгар кризиса в 2009 году средние расходы на подарки составили всего $417.

По сравнению с прошлыми десятилетиями американцы стали совершать покупки все позже и позже. Часть американских респондентов (39%) к 20 ноября, дате опроса American Research Group, еще не приступили к приобретению подарков, отмечает портал Bustle. Однако эти данные не учитывают «черную пятницу» и «киберпонедельник», собравшие $3,44 млрд и $3,45 млрд соответственно: это, скорее всего, повлияло бы на процентное соотношение.

Необходимо также отметить массовый переход американских потребителей на онлайн-магазины.

В то время как в 2014 году покупать товары онлайн планировали 43% населения, в 2016-м их число возросло до 55%.

По данным компании RetailMeNot, ближе к концу декабря в онлайн-магазинах появляются наиболее выгодные скидки на игровые консоли, товары для детей и подарочные сертификаты. Во многом это и объясняет тот факт, что американцы стали закупать рождественские подарки все ближе к концу декабря. В любом случае сумма, которую американцы тратят на праздничные покупки, продолжит стабильно расти, если только в экономике не случится неожиданностей.

Иделия АЙЗЯТУЛОВА