Коммерсант: Пенсиям встряхнут подушку безопасности
Банк России определил параметры новой системы регуляторных требований к НПФ. По итогам стресс-тестов им придется доначислять собственные средства пропорционально объему обязательств, зато формирование страхового резерва (СР) и резерва по ОПС (РОПС) станет необязательным. Однако ключевой для рынка вопрос — в каком порядке будут выполнены эти действия и сколько потребуется дополнительных вливаний со стороны бенефициаров фондов — остается открытым.
В распоряжении "Ъ" оказалась переписка Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) и ЦБ по вопросу отражения страховых резервов и резервов ОПС в отчетности по МСФО, в том числе для определения величины собственных средств. Вопрос технический, но к ответу регулятор подошел неформально, по сути изложив принципы новой системы надзора за отраслью. Так, ЦБ указал, что "в связи с внедрением механизма управления рисками фонда, практическая необходимость в СР и РОПС отсутствует". При этом НПФ предстоит пройти стресс-тесты. В случае выявления недостаточности активов "для исполнения своих обязательств", их придется восполнить, в частности, "за счет увеличения собственных средств (имущества) фонда".
Средства СР и РОСП задействуются для пополнения резерва покрытия пенсионных обязательств, выплат правопреемникам застрахованных, при ликвидации фонда. Сейчас они формируются преимущественно за счет дохода от инвестирования. Величина СР и РОСП составляет не менее 5% от пенсионных средств фонда (накоплений или резервов), причем у ряда игроков показатель существенно выше. В РОПС, в частности, попадает инвестиционный доход клиентов НПФ, меняющих страховщика чаще одного раза в пять лет: по закону клиентам НПФ эти деньги не выплачиваются. С учетом того что доля досрочных составляет более 98% всех переходов (см. "Ъ" от 3 февраля), то и совокупные поступления в РОПС велики: по оценке аналитической службы НАПФ, только за 2016 год по клиентам НПФ они могут составить до 18 млрд руб.
"Внедряя конфигурацию "размер капитала в зависимости от объема обязательств" для НПФ, ЦБ, по сути, унифицирует надзор за участниками финансового рынка с банковским",— отмечает гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко.
При этом в капитале в настоящее время фонды обязаны держать гораздо меньше средств, чем в страховых резервах. Минимальные требования к объему собственных средств НПФ — 150 млн руб., вне зависимости от величины пенсионных активов в фонде, которые могут составлять как сотни миллионов, так и сотни миллиардов рублей, отмечает заместитель гендиректора "ВТБ Пенсионный фонд" Александр Львов.
Смещение регуляторного акцента на собственные средства НПФ потребует их значительного увеличения. Наиболее вероятные источники этих средств — вливания бенефициаров или прибыль прошлых лет, отмечает гендиректор Национального НПФ Светлана Касина. Однако на фоне растущих расходов пенсионных фондов сценарий с привлечением дополнительных средств бенефициаров в объеме до 10% от активов станет драматическим почти для всех крупных игроков, отмечает руководитель НПФ из топ-10 по активам.
Оптимальным вариантом для многих НПФ стал бы учет средств СР и РОПС, становящихся избыточными при новой регуляторной модели, в капитале фондов. У ряда игроков, прежде всего крупнейших фондов с пенсионными резервами ("Газфонд", "Благосостояние"), СР втрое превышает объем собственного имущества. В среднем по отрасли соотношение СР/собственное имущество составляет 55,4%, РОПС/капитал — 19,7%, указывает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин.
Однако совсем избавиться от необходимости держать средства по разделам РОПС и СР у фондов не получится, по крайней мере пока: необходимость страхового резерва и резерва по ОПС записана в законе "О негосударственных пенсионных фондах". Исполнительный директор НПФ "Сафмар" Евгений Якушев полагает: "Даже при введении механизма управления рисками нужно будет по меньшей мере изменить законодательство, чтобы изменить действующий порядок формирования резервов". В ЦБ на запрос "Ъ" не ответили. "Сценарий с включением РОПС и СР в капитал фондов может быть реализован в горизонте трех лет",— прогнозирует Юрий Ногин.
Павел АКСЕНОВ