Коммерсант: У сюрвейеров нашли лишние детали

Узкоспециализированные страховые поправки неожиданно оказались предметом спора Минфина, крупного бизнеса и страховщиков. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) выступил против "излишне конкретизированного" описания в законопроекте специалистов оценки рисков и убытков — сюрвейеров и аджастеров. На рынке опасаются, что это приведет к бюрократизации процесса оценки убытков и может затруднить выплаты.

РСПП резко раскритиковал проект Минфина годичной давности о внесении изменений в закон "Об организации страхового дела в РФ", описывающий ряд страховых специальностей по оценке и урегулированию убытков. Как говорится в письме главы союза Александра Шохина в государственно-правовое управление президента от 26 января (есть в распоряжении "Ъ"), в РСПП считают "излишне конкретизированной и чрезмерной регламентацию деятельности андеррайтеров, сюрвейеров и аджастеров".

Напомним, в страховании андеррайтеры занимаются оценкой рисков, составлением страховых правил, формированием портфеля страховщика; сюрвейеры осматривают объекты перед заключением договора страхования и сопровождают этот договор, в том числе рекомендациями по минимизации рисков; наконец, аджастеры устанавливают причину, размер и характер убытка при наступлении страхового случая. Минфин подготовил проект еще в январе 2016 года, ожидалось, что он вступит в силу в январе 2018 года. Проект получил все необходимые согласования министерств и прошел оценку регулирующего воздействия. В его обсуждении на протяжении прошлого года принимали участие ТПП, "Норникель", Национальная ассоциация страховых аджастеров и прочие участники рынка. Казалось, описательная терминология деятельности страховых специалистов не станет предметом внимания и споров широкого круга бизнесменов.

Однако, как сообщила "Ъ" замглавы отдела финансовой политики Минфина Вера Балакирева, министерству "вернули из правительства весь комплект документов по этому проекту". "Мы постараемся учесть все замечания",— пообещала она. Как говорят в министерстве, критика законопроекта разнообразна: с одной стороны, ведомству "указывают на излишнюю детализацию, с другой — на то, что часть проекта представлена в общих чертах".

В письме господина Шохина говорится: "Детальная формализация деятельности сюрвейеров и аджастеров представляется излишней, поскольку может создать препятствия для практики использования страховщиками услуг перечисленных специалистов". В РСПП ссылаются на мнение ЦБ и Минфина о том, что тема недостаточного регулирования работы таких специалистов неактуальна, а все вопросы их деятельности определяются договором и обычаями.

Мнения участников страхового рынка разделились. "Чем больше описаний регламентов регулирования, тем больше опасности бюрократизации процесса,— говорит замглавы "Ингосстраха" Илья Соломатин.— Зачем создавать дополнительный механизм нагрузки на бизнес?" "Описание специалистов урегулирования и оценки убытков повышает престиж профессии и значимость института урегулирования убытков,— полагает представитель другого крупного игрока.— Суды не смогут игнорировать заключения таких специалистов при рассмотрении споров по выплатам". "У сторон нет единства по поводу приоритетности,— считает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.— Я тут склонен согласиться с позицией РСПП". По его словам, в настоящее время стоит, скорее, формализовать работу страховых агентов: на рынке их больше 100 тыс. и работают они без единых стандартов. Специалисты же сферы оценки и сопровождения убытков, по мнению президента ВСС, и так профессиональны.

Татьяна ГРИШИНА, Дарья НИКОЛАЕВА