Коммерсант: Минфин предложит регионам самим заплатить за неэффективные налоговые скидки

Сегодня правительственная комиссия по региональному развитию под руководством вице-премьера РФ Дмитрия Козака рассмотрит разработанную Минфином методику оценки эффективности предоставляемых регионами налоговых льгот. В случае ее внедрения властям субъектов предстоит вычислить эффективность каждой из 1,5 тыс. данных им льгот — по присланной из центра формуле. Если выяснится, что льгота не окупается и ведет к росту регионального долга, Минфин включит ее в состав налогового потенциала субъекта, что сократит сумму дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Минфин готов перейти от длящихся уже много лет разговоров о необходимости оптимизировать сложную и непрозрачную систему налоговых льгот к действиям. По данным "Ъ", сегодня правительственная комиссия по региональному развитию должна рассмотреть предложения ведомства по способам оценки эффективности региональных льгот.

Общая цена вопроса — 328 млрд руб., на такую сумму регионы в 2017 году предоставили организациям и гражданам льготы по налогам. Из этого объема 232,5 млрд руб. приходятся на льготы по имущественным налогам (на недвижимость, землю, транспорт). Остальные 95,5 млрд — это налог на прибыль. Минфин делит насчитанные им в 74 субъектах РФ (всего их, напомним, 85) более чем 3 тыс. региональных льгот на три группы. Это стимулирующие льготы (по налогу на прибыль и имущество для отдельных организаций; 72% от общего объема льгот), социальные (для поддержки отдельных категорий граждан, 8%) и льготы, оптимизирующие бюджетные потоки (по имуществу органов власти и госучреждений — когда-то введенные, чтобы не перекладывать госсредства «из одного кармана в другой», это 20% от суммы всех льгот).

К этим трем категориям Минфин, по данным "Ъ", предлагает подойти по-разному. Оптимизирующие льготы предлагается отменить — для обеспечения равных конкурентных условий государственных и частных организаций. Социальные льготы предложено включить в состав расходов модельного бюджета региона — то есть отнестись к ним как к обычным расходам. Это позволит вести сопоставимые расчеты по разным субъектам РФ и точнее составлять их бюджеты.

Более сложная система предложена для самой большой группы — стимулирующих льгот (их задача, напомним,— привлечение инвестиций). Применив присланную из центра формулу, власти на местах должны будут сами поделить их на эффективные и неэффективные, используя данные налоговой службы. Эффективные — это те, что окупаются в среднесрочном периоде, то есть когда доходы от льготы в итоге превышают выпадающие доходы. Кроме того, эффективные льготы не могут вести к росту регионального долга. К таким льготам у Минфина претензий не будет.

Неэффективные, то есть «съедающие» бюджет и увеличивающие долг льготы, предложено включить в состав налогового потенциала территории — то есть, по сути, считать их доходами, которые регионы могли бы иметь, если бы приложили к этому усилия. Поясним, что такое включение — вещь совсем не теоретическая: от суммы налогового потенциала зависит размер ежегодно выделяемой региону дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Намечаемый срок представления регионами Минфину результатов оценки эффективности льгот — 1 июня каждого года. В срок до 1 августа ведомство хочет размещать полученные и проверенные сведения на своем сайте — для сверки расчетов распределения трансфертов на следующий год. Если до 20 августа возражений от региона не поступит, результаты будут считаться согласованными.

У предложенной Минфином конструкции, по признанию самого ведомства, есть как преимущества, так и недостатки. Плюсы — это обеспечение нейтральности льгот для среднесрочной сбалансированности бюджетов и повышение прозрачности системы через составление реестра региональных налоговых льгот. Минусы — это высокие издержки администрирования: ведь проанализировать надо будет каждую из 1,5 тыс. стимулирующих льгот.

Вадим ВИСЛОГУЗОВ