Известия: «Лукойл» продал «Открытию» алмазного дилера

Вслед за продажей своего бизнеса по добыче алмазов в Архангельской области в мае этого года «Лукойл» продал компании «Открытие Холдинг» своего европейского алмазного трейдера Grib Diamonds. Это следует из октябрьского списка аффилированных лиц «Открытия Холдинга» и «Лукойла». Бизнес был прибыльным, но совершенно непрофильным для компании, объясняют продажу в «Лукойле». Девальвация рубля заметно укрепила позиции экспортеров алмазов, но дальнейшему их продвижению на рынки могут помешать санкции США, предупреждают эксперты.

«Открытие Холдинг» завершил консолидацию алмазных активов «Лукойла». После покупки за $1,45 млрд контроля над крупным поставщиком алмазов компании «Архангельскгеолдобыча» он приобрел у «Лукойла» и его основного трейдера Grib Diamonds NV. Это следует из свежего списка аффилированных лиц двух компаний, с которыми ознакомились «Известия».

Grib Diamonds NV — основной поставщик алмазов с трубки им. Гриба, которую с 2014 года разрабатывает «Архангельскгеолдобыча», сообщается на сайте алмазного трейдера. Месторождение считается крупным — оно четвертое в России и восьмое в мире по запасам (98,5 млн карат, оценивающихся в $11 млрд). Все добытые там алмазы продаются в Антверпене — мировом центре торговли бриллиантами — и уходят исключительно с аукционов и тендеров. По данным компании, с момента ввода месторождения она уже реализовала более 5 млн карат, выручив около $400 млн с порядка 130 покупателей из разных стран мира. По данным «Лукойла», он проинвестировал в месторождение более чем $1 млрд. Почему и за какую сумму трейдер был также продан «Открытию», в пресс-службах «Лукойла» и «Открытие Холдинга» не ответили.

Продажа месторождения без трейдера была вполне возможна, но покупателю, вероятно, было важно сохранить существующие рынки сбыта и клиентуру, предположил эксперт алмазного отраслевого агентства Rough&Polished Сергей Горяинов. По его словам, Grib Diamonds NV работает по нестандартной для таких компаний схеме продаж — через аукционы, хотя, к примеру, «Алроса» работает по долгосрочным контрактам поставки. Разработкой схемы занимался экс-менеджмент международной алмазной корпорации De Beers. Ранее эта корпорация претендовала на покупку «Архангельскгеолдобычи», но сделка сорвалась.

«Лукойл» решил более не загружать своих менеджеров непрофильным бизнесом, пояснял продажу «Архангельскгеолдобычи» первый вице-президент компании Александр Матыцын.

— Повторю, «Архангельскгеолдобыча» — очень выгодный актив. Но для «Лукойла» он был непрофильным, именно поэтому мы приняли решение о его продаже, — говорил он.

Вероятно, сыграло роль и качество самого месторождения, в котором за последнее время скопилось много воды. Оно приносило меньшие объемы, рассказал Сергей Горяинов.

С другой стороны, девальвация рубля 2015 года заметно укрепила положение российских компаний на и так довольно перспективном алмазном рынке, отметил старший аналитик отраслевого агентства Rapaport Ави Кравиц.

— С удешевлением рубля российская алмазодобыча стала заметно дешевле, что положительно отразилось на показателях компаний. Даже с учетом высокого давления на мировой рынок производителей из стран Африки российские компании, в частности «Алроса», имеют финансовые возможности удерживать своих покупателей и сохранять большую долю мирового рынка, — подчеркнул Ави Кравиц.

Впрочем, уже в ближайшем будущем компании могут подвергнуться большому прессингу и потерять своих покупателей, предупредили эксперты.

— Дело в том, что порядка 50% поставляемых на рынок алмазов уходит в США. Согласно действующему американскому законодательству, власти страны могут в любой момент запретить импорт драгоценных металлов и минералов из стран, на которые распространяются экономические санкции США, — заметил Сергей Горяинов.

С учетом этого факта продажа фактически подсанкционного бизнеса была вполне логичной для «Лукойла». Как писали «Известия», ранее попавшие под санкции акционеры компании закрыли американскую нефтекомпанию PanAtlantic Exploration.

Кроме того, на рынок, особенно на территории США, все жестче давят производители синтетических алмазов, заметил президент компании «Алмаз-холдинг» Флун Гумеров.

— Сейчас эти производители из США и Китая ведут мощную лоббистскую кампанию против производителей натуральных камней. С учетом того что порядка половины продукции уходит в США, это создает большие риски для недродобытчиков, — считает он.

В то же время постепенно растут продажи драгоценных камней на российском рынке. Как писали «Известия», импорт бриллиантов и алмазов за январь–май 2017 года вырос вдвое относительно того же периода прошлого года, а продажи драгоценных изделий за то же время выросли на 13%.

Арсений ПОГОСЯН