Известия: Вкусно и дорого
Как изменятся цены на продукты в преддверии Нового года
В середине ноября в СМИ появилась информация о том, что шампанское и игристые вина к праздникам подорожают на 10–15%. Еще раньше сообщалось о росте цен на красную икру и ряд других продуктов. Чем ближе к праздникам, тем сильнее становится желание заранее запастись деликатесами, чтобы «обмануть» грядущее подорожание. Портал iz.ru решил проверить эту информацию и попытаться разобраться, в каких случаях покупателям стоит опасаться скачка цен, а в каких — попытки спекулировать на актуальной теме.
Переменчивое игристое
В начале ноября 2017-го в СМИ сообщили, что шампанское и игристые вина существенно подорожают к Новому году из-за неурожая в Европе. Сообщалось, что эти традиционные новогодние напитки к праздникам вырастут в цене ориентировочно на 10–15%. ФАС уже заявила о том, что проверит эти данные.
Впрочем, Леонид Попович, глава Союза виноградарей и виноделов России, в разговоре с порталом iz.ru отметил, что на отечественную продукцию это не распространяется.
— Я даже не уверен, что импортная <алкогольная продукция> подорожает. По-моему, это просто была попытка нас убедить в том, что надо платить за то, за что можно было бы заплатить меньше, — считает Попович.
По его оценкам, сезонный рост цен на алкогольную продукцию к Новому году не превысит 4–5%. С тем, что в преддверии праздников не стоит ждать скачка цен на алкоголь и в первую очередь на игристые вина, согласен также Алан Соколов, директор Ассоциации игристых вин.
По его мнению, речь может идти о попытках компенсировать падение спроса на алкогольную продукцию, отмечавшееся на протяжении всего года, на фоне сообщений о грядущем подорожании.
— Обычно в предновогодний сезон, наоборот, многие торговые сети используют специальную систему скидок, чтобы через актуальную сезонную продукцию привлечь покупателей и к другим товарам, — отметил Соколов.
Постепенный рост цен в этом сегменте наблюдается уже на протяжении последних двух лет. Кроме того, в 2017-м выросли цены на шампанское на фоне существенного повышения акциза на игристые вина. И, как отмечают в Ассоциации игристых вин, обратить внимание во время праздничных закупок стоит в первую очередь на то, чтобы не стать жертвой уловок производителей более дешевых напитков.
— Есть такой сегмент — винные газированные напитки. Разливаются в такую же точно бутылку с точно такой же этикеткой. И зачастую потребитель, ориентируясь только на цену и невнимательно изучив контрэтикетку, думает, что покупает доступное шампанское, а на деле приобретает дешевый винный газированный напиток. Так что мы призываем внимательнее читать этикетку и осознаннее относиться к выбору, — предупреждает Соколов.
Очередное подорожание алкоголя может случиться уже после Нового года. Мировой неурожай винограда действительно способен повлиять на стоимость сырья и, соответственно, конечного продукта.Но на формировании цены в уходящем году ситуация с сырьем уже не скажется. А вот в 2018-м не исключается существенный, но планомерный рост цен, который может составить до 15–25%.Впрочем, считает Алан Соколов, поскольку подорожание будет постепенным, оно вряд ли окажет шоковое воздействие на потребителей.
Главные герои новогоднего стола
«Хитом» подорожания в этом году, по мнению главы Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, будет икра и различные рыбные деликатесы, то есть продукты, имеющие к праздничному столу самое прямое отношение. Однако рост цен здесь вызван в первую очередь не сезонными факторами.
Одна из главных причин — увеличение экспорта и, соответственно, меньшее, по сравнению с предыдущим годом, количество сырья, оставшегося у переработчиков. Еще в конце лета стало известно, что оптовые цены на красную рыбу и икру выросли примерно на 54%. Это в свою очередь привело к росту розничной цены почти на 30%.
— Ввиду того что на фоне новогоднего спроса будет какой-то дефицит <на рыбную продукцию>, цены на красную икру уже поднимаются и будут подниматься еще, — считает Вадим Зуйков.
Исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков полагает, что подорожание этих товаров — свершившийся факт, но резкого «ажиотажного» роста цен к Новому году опасаться не стоит. На стороне потребителей здесь окажутся крупные торговые сети.
— Уже всё <рост цен> отыграно. Есть заранее запланированные акции. Розница не даст поставщикам спекулятивно поднимать цены, потому что это окажет негативное влияние на покупателей, а пессимистично настроенный покупатель будет выражать свое недовольство снижением закупок. Это
Кроме того, в некоторых случаях есть шанс, что магазины в последние декабрьские дни предложат специальные скидки на главное украшение праздничного стола, чтобы стимулировать покупателей прийти именно в их магазин и, возможно, совершить дополнительные покупки. Тем более что в другое время года икра не пользуется настолько высоким спросом.
Торговать себе в убыток производители тоже не будут — сложившаяся к этому моменту цена на икру и отечественную красную рыбу уже не изменится. А дальнейшего повышения цен до следующего лета можно уже не опасаться.
— Средняя стоимость продукта рассчитана от сезона до сезона. По лососевым это значит, что цена рассчитана с октября по май, — говорит Сергей Гудков.
Сыграть на обороте
Среди неновогодних продуктов, которые тем не менее могут оказать серьезное влияние на стоимость праздничного стола — обычная поваренная соль. Еще в начале осени сообщалось, что цены на нее могут вырасти, причем не из-за праздничной покупательской активности, а из-за нехватки вагонов для ее транспортировки.
А вот запрет на импорт мяса из Бразилии, введенный 21 ноября Россельхознадзором, по мнению Вадима Зуйкова, на ценах, скорее всего, не скажется и к катастрофическому подорожанию накануне праздников не приведет.
В целом же, считает эксперт, цены на продукты перед Новым годом будут во многом зависеть от оборотов торговых сетей и объемов их закупок. Не исключено, что некоторые товары, пик спроса на которые приходится именно на конец года, могут подешеветь на фоне роста оборотов. Хотя предсказать это практически невозможно.
— Это очень сложно сказать. Всё равно, конечно, магазины будут стараться заработать на ажиотаже. Но какие-то торговые точки будут брать оборотом — если цены не повысятся, если у них хороший оборот, — например, на те же мандарины и цитрусовые вообще, где-то цены могут снизиться. Если они взяли большую квоту, у них есть возможность за счет оборота зарабатывать деньги, — отмечает он.
Ранее, например, уже стало известно, что благодаря росту закупок в отечественных магазинах подешевели орехи.
Общий рост цен, по мнению Вадима Зуйкова, в канун праздников составит от 1 до 30% в зависимости от группы товаров. Однако в любом случае, говорят эксперты, готовиться к резкому подорожанию и заранее направляться в магазины, чтобы сделать солидные запасы, не стоит.
Евгения ПРИЕМСКАЯ