РБК+: Лизингу меняют правила
Редакция партнерских проектов РБК+ опубликовала выпуск № 5 приложения «Лизинг».
Лизинг стал стимулом продаж во всех сегментах рынка, связанных с транспортом и строительством.
Объемы лизингового бизнеса в России растут. В первом полугодии 2017 года, по данным агентства RAEX («Эксперт РА»), объем лизинговых сделок вырос на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2016-го и составил 427 млрд руб. Это рекордный результат за всю историю российского рынка лизинга. Общее количество сделок, заключенных в течение первых шести месяцев текущего года, выросло на 27% и превысило 80 тыс. штук. Средняя сумма одной сделки увеличилась с 6,5 млн до 8 млн руб.
Увеличение объема лизингового бизнеса более чем на треть специалисты RAEX зафиксировали еще по итогам 2016-го — рынок вырос на 36% и составил 742 млрд руб., что соответствует показателю благополучного 2011 года. Особенно сильный рост был отмечен в четвертом квартале, на который пришлось около 39% нового бизнеса за 2016 год.
Поддержку рынку лизинга оказали отложенный спрос, ряд крупных сделок и реализация госпрограмм по субсидированию продаж транспорта, утверждают эксперты. Основные участники рынка смогли удешевить свои источники фондирования, отмечает руководитель юридической компании «Право и практика» Алексей Никитин. «Например, «Сбербанк Лизинг», лидер рынка по итогам первого полугодия 2017-го, преодолел последствия введения американских санкций и нарастил объемы нового бизнеса на 187% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», — говорит эксперт.
По всем фронтам
Рост количества и объемов сделок наблюдается во всех сегментах лизингового рынка. Например, прирост объема нового бизнеса в секторе железнодорожной техники в первом полугодии 2017-го к аналогичному периоду прошлого года составил 77%. Это результат реализации спроса на вагоны нового поколения и общего оживления на рынке перевозок — летом 2017 года суточная ставка аренды на полувагоны выросла с 350–400 руб. до 1500–1700 руб. «Учитывая сохраняющуюся положительную тенденцию на рынке угля и предстоящий вывод из эксплуатации достаточно большого количества вагонов, рынок железнодорожных перевозок закрепляется на высоких ставках, что положительно сказывается на развитии этого сегмента лизинга», — констатирует Алексей Никитин.
Еще более серьезная прибавка наблюдается в сегменте воздушной техники. По данным RAEX, за вторую половину прошлого года и первую текущего объем сделок с авиатранспортом увеличился на 91%. В России активно реализуется ряд государственных программ по поддержке аренды российских судов Sukhoi Superjet 100 и санитарных вертолетов «Ансат». Кроме того, весной 2017 года в России было локализовано производство малых самолетов L-410, которые закупают Минобороны и медицинские ведомства. Наконец, важным стимулом отрасли стал уход компании «ВИМ-Авиа» с рынка при сохранении тренда на рост пассажиропотока, напоминает Алексей Никитин.
Рынок лизинга растет вслед за ростом спроса на строительную технику, вызваннного оживлением жилищного и дорожного строительства. По словам руководителя JCB Finance в России и СНГ Оксаны Евтушевской, отрасль вернулась к активной реализации отложенных в кризис инвестиционных проектов. Рост в этом сегменте связан также со снижением ключевой ставки Центробанка и стоимости фондирования для лизинговых компаний, а также запуском в текущем году госпрограммы поддержки лизинга спецтехники с отработанным и эффективным механизмом субсидирования.
Помимо госпрограмм субсидирования лизинга производители спецтехники предлагают клиентам также собственные финансовые программы, и тренд на рост доли продаж спецтехники в лизинг, по мнению Оксаны Евтушевской, сохранится в 2018 году. Аналогичную тенденцию отмечает член правления «Carcade лизинг» Дмитрий Чернышев: «Количество лизинговых сделок в строительном сегменте у нашей компании выросло на 59% по сравнению с прошлым годом».
Скоростной режим
Самым динамичным сегментом рынка эксперты считают автомобильный лизинг, объемы которого растут четвертый год подряд. В первом полугодии 2017-го доля автолизинга в объеме нового бизнеса составила 35%. По данным RAEX, прирост объема лизингового бизнеса в грузовом сегменте составил 55%, в легковом — 24%. Сегодня две трети грузовиков оформляются по договорам лизинга.
По оценкам агентства, общая доля лизинга на автомобильном рынке за последние годы выросла с 5 до 10%. Высокие показатели лизингового бизнеса в этом сегменте в первом полугодии 2017-го связаны с восстановлением экономики, удешевлением ресурсов и увеличивающейся потребностью бизнеса в обновлении изношенных автопарков, утверждает Дмитрий Чернышев.
Производители и дилеры начали активнее работать с лизинговыми компаниями, а самую мощную поддержку автомобильному сегменту оказала программа льготного лизинга Минпромторга. В первом полугодии с использованием госпрограммы был реализован каждый пятый автомобиль. За последние два года по госпрограммам было продано более 70 тыс. машин. А без субсидий, по оценкам RAEX, доля лизинга в совокупных продажах новых грузовых и легковых автомобилей достигла бы только 8%.
При этом специалисты лизингового рынка отмечают некоторый перекос в пользу грузовой техники. Существующие программы господдержки больше ориентированы на поддержку рынка грузового транспорта, и доля лизинга на нем продолжает расти быстрыми темпами. А обновление условий госпрограмм в середине года, когда субсидия по грузовому автотранспорту и спецтехнике была увеличена с 10 до 12,5% от стоимости транспортного средства, позволит привлечь на этот рынок новых клиентов.
Рынок лизинга легкового транспорта растет заметно медленнее и на фоне грузового сегмента даже теряет позиции. По данным RAEX, проникновение лизинга в продажи легкового автотранспорта в первом полугодии 2017 года снизилось с 8 до 5%, хотя в количественном и денежном выражении объемы сделок растут. «В абсолютном выражении объем сегмента прирастает второй год подряд. По итогам первого полугодия объем лизинга легковых автомобилей достиг 86 млрд руб. против 55 млрд годом ранее. С учетом роста производства легковых автомобилей объем лизингового бизнеса в этом сегменте по итогам года вырастет на 30%», — подсчитал ведущий аналитик RAEX Павел Жолобов.
Перспективы рынка
Сегодня лизинговые продажи в легковом сегменте в основном обеспечивают корпоративные сделки с крупными автопарками и таксомоторными компаниями. В условиях кризиса рынок хорошо принимал все новые финансовые инструменты, напоминает заместитель гендиректора каршеринга «Делимобиль» Станислав Грошов. «Столкнувшись со спадом оплаченного спроса, автопроизводители стали активно раздавать машины в долг. Стали расти бизнесы, построенные на продаже права аренды, например каршеринг», — утверждает эксперт. эксперт. Новые проекты в сфере каршеринга нацелены на региональные рынки.
Распространение на физлиц и ИП программы льготного лизинга легковых автомобилей, произведенных в России, должно стимулировать рынок в конце этого года — соответствующая программа действует с 25 октября по 1 декабря.
Однако для частного покупателя такая форма финансирования по-прежнему остается экзотикой. «Лизинг для физических лиц не так востребован, как более традиционный продукт — кредит. Большая часть наших клиентов рассматривает лизинг для физических лиц по остаточному принципу, по крайней мере пока», — объясняет руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова.
Аналитики RAEX полагают, что при сохранении позитивных трендов экономики и продолжении программ господдержки общий объем рынка лизинга к концу года вырастет на 15% и достигнет рекордных 850 млрд руб. Такой сценарий считается реальным при уровне инфляции не более 4% годовых и поддержании ключевой ставки ЦБ на уровне 8–8,25% годовых.
Дальнейшему росту популярности лизинга помогут системные изменения, которые вводят ЦБ и Министерство финансов. Дмитрий Чернышев утверждает, что перенастройка бизнеса, принятие единой для всех участников рынка формы отчетности и оцифровка многих бизнес-процессов дадут новый импульс для развития лизинга.
Иван АНАНЬЕВ
Лизинг стимулирует рынок легковых автомобилей — финансовыми схемами активно пользуются корпоративные клиенты. Частным покупателям еще предстоит оценить преимущества приобретения автомобиля в долгосрочную аренду.
Российский рынок легковых автомобилей восьмой месяц подряд демонстрирует положительную динамику — впервые с докризисного 2012 года. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с января по октябрь было реализовано почти 1,3 млн автомобилей, что на 11% больше, чем за тот же период годом ранее.
Одновременно сразу несколько производителей приняли решение об организации местного производства или увеличении существующих мощностей. Так, Mitsubishi организует на своем российском заводе выпуск новой модели, Volkswagen и Ford Sollers занимаются локализацией сборки двигателей, о строительстве завода по производству легковых автомобилей объявил Mercedes-Benz. Все это свидетельствует об активном восстановлении рынка.
Помимо общего укрепления экономической ситуации росту продаж способствует отложенный спрос, удешевление кредитов и развитие новых форм финансирования, самой перспективной из которых является лизинг.
Корпоративный спрос
По данным RAEX («Эксперт РА»), объем лизинга легковых автомобилей по итогам первого полугодия составил 86 млрд против 55 млрд руб. за аналогичный период 2016-го. Аналитики лидера рынка — лизинговой компании «Европлан» оценили объем нового бизнеса на рынке легковых автомобилей в первом полугодии в 13,2 млрд руб., что составляет больше половины общего объема компании. При этом рост к аналогичному периоду 2016 года для компании составил 80%.
Предприниматели все чаще обращают внимание на лизинг как способ приобретения транспорта, говорит гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. Если в 2014 году доля лизинга в продажах легковых автомобилей в России составляла 5,1%, то по итогам 2016-го она достигла 8,1%, а в первом полугодии 2017-го — уже 8,5%. При этом в развитых странах, напоминает эксперт, этот показатель часто превышает 30%.
«Все большее количество производителей анонсируют лизинговые программы как на базе кэптивных банков, так и при участии внешних партнеров, причем нескольких. Набор предлагаемых лизинговых продуктов и программ расширяется, они становятся гибче и предлагают все больше возможностей», — отмечает руководитель отдела корпоративных продаж компании «Авилон BMW» Надежда Фролова. Для корпоративного бизнеса, говорит она, лизинг давно является традиционной схемой владения автопарком, поскольку позволяет без значительных первоначальных затрат приобретать дорогостоящее имущество.
В развитии лизинга заинтересованы и производители, и продавцы, поскольку эта схема позволяет привязать клиента на долгие годы, напоминает заместитель директора ООО «Европейская юридическая служба» Александр Куликов. «Кооперация лизинговой компании, производителя и дилера выстраивает долгосрочные отношения с клиентом. Если программа правильно подобрана, через два—три года он получит новый автомобиль и возобновит программу с теми же партнерами», — объясняет эксперт.
Выигрывает и покупатель, говорит аналитик RAEX Павел Жолобов: «Лизингодатели заключают совместные программы с производителями, и автомобили по таким программам являются более выгодными». Специалист добавляет, что производители автотехники часто реализуют машины через собственные лизинговые компании, на которые порой может приходиться 30–40% всех автопродаж.
Росту интереса к лизинговым схемам способствовали госпрограммы, в рамках которых покупатели получают прямую субсидию на покупку. В совокупности с другими схемами финансирования это делает автомобили еще более доступными, напоминает Александр Михайлов. Многие спецпредложения лизинговых компаний основаны на скидке от поставщика автомобиля. К этой скидке прибавится субсидия аванса. Государство через лизинговые компании компенсирует покупателям автомобилей часть расходов — 10% от суммы транспортного средства. В результате снижаются объемы ежемесячных платежей для потребителя. «Общая скидка на некоторые автомобили может составить более 20% от стоимости машины — это огромная сумма», — говорит Александр Михайлов. При этом лизинг не создает домохозяйствам банковский долг. Эксперты уверены: в перспективе лизинг может стать привычной формой покупки автомобилей не только для организаций, но и для частных лиц.
Частное уклонение
Однако пока контракты на покупку легковых машин в лизинг заключают в основном корпоративные клиенты, таксопарки и компании, предоставляющие услуги аренды. Население такой схемы все еще опасается, предпочитая более традиционный кредит. Формально лизинг для физлиц в России существует с 2011 года, когда были сняты законодательные ограничения на этот вид деятельности. Первые игроки здесь появились в конце 2013 года, но результаты пока скромны. Так, доля розничных лизинговых сделок в общем обороте дилерской компании «Рольф» в 2015 году не превышала 0,3%. Всерьез интересоваться лизингом физлица начали в момент кризиса, когда кредиты заметно подорожали и ежемесячные платежи стали обременительными.
В условиях роста цен на автомобили потребители в России начали интересоваться уже не стоимостью продукта, а объемом ежемесячных платежей, подтверждает гендиректор компании «Контрол лизинг» Дмитрий Тимофеев. «Автолизинг — хорошо известный финансовый инструмент в США и Европе, где на его долю приходится до 40% всего объема продаж новых автомобилей. На Западе уже выросло несколько поколений потребителей, которые не знают, сколько стоит их автомобиль, а знают только сумму ежемесячного платежа по лизинговому контракту», — говорит эксперт.
Лизинговые компании рассчитывали в первую очередь на потребителя сегмента машин бизнес-класса, но с такими запросами стал обращаться и средний класс. Дмитрий Тимофеев уверен, что лизинг и в России может стать новой философией владения автомобилем для частных клиентов: «В развитых странах к машине относятся как к потребительскому предмету, а у нас ее считают активом, вложением и средством самовыражения. Лизинг как выгодная финансовая схема должен изменить отношение к автомобилю».
Однако пока частников отталкивают лимиты на годовой пробег, ограничения по территории использования лизинговых машин, а также постоянно работающие системы GPS-мониторинга. Лизингодатель может не только отслеживать все перемещения автомобиля, но и дистанционно блокировать двигатель, если клиент нарушает правила договора. Фактически для потребителя такая машина является арендной, а не собственной. Именно поэтому, говорит Надежда Фролова, лизинг для физических лиц не так востребован, как традиционный кредит. «Людям тяжело осознавать, что они, приобретая автомобиль в лизинг, не становятся его собственниками в отличие от кредитной схемы покупки», — соглашается Александр Куликов.
Резкого скачка интереса к лизингу легковых автомобилей со стороны частных клиентов эксперты рынка в ближайшее время не ждут. «Ключевым препятствием выступает низкий уровень финансовой грамотности населения и недостаточное понимание механизма лизинга, что вызывает скепсис у рядовых граждан», — подтверждает Павел Жолобов.
В отношении корпоративных продаж эксперты более оптимистичны. «Популярность лизинга как способа приобретения автомобиля, а вслед за ней и спрос на услуги проверенных лизингодателей будут расти», — утверждает Александр Михайлов. По мнению Александра Куликова, доля лизинговых сделок в сегменте легковых автомобилей в ближайшие три-четыре года достигнет 35–40%.
Иван АНАНЬЕВ
ЦБ намерен кардинально реформировать лизинговую отрасль. Уже в 2017-м должно быть разработано подробное указание о методике расчета капитала компаний, отраслевые стандарты бухучета и регламент по допуску игроков на рынок.
В рамках реформы предполагается ввести минимальные требования к собственному капиталу для лизинговых компаний: 20 млн руб. для небольших и 70 млн руб. для средних игроков (компаний с балансовой стоимостью активов 500 млн руб.). Лизинговым компаниям могут запретить заниматься непрофильными финансовыми операциями. Управлять отраслью планируется в том числе с помощью саморегулируемых объединений.
Новый закон о комплексной реформе лизинга в России будет принят в конце 2017 года, а всю реформу планируется завершить в 2021-м, заявил журналистам на пресс-конференции в Москве советник первого заместителя Центробанка Сергей Моисеев. В законодательстве появится категория «лизинговая компания», а сами организации будут переведены на международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО). В результате реформы, по словам Сергея Моисеева, повысятся прозрачность и надежность рынка, вырастут кредитные рейтинги отечественных лизинговых компаний.
Специальное регулирование рынка лизинга, считает эксперт компании «Финам» Алексей Калачев, это логичное продолжение наведения порядка на рынке финансовых услуг, ведь лизинг — не что иное, как финансовая аренда. «Центробанк, став мегарегулятором, постепенно охватывает своим попечением все рынки», — говорит он. Ранее под нормативное регулирование, кроме банков, перешли инвестиционные и брокерские компании, паевые и пенсионные фонды, страховые организации.
Как и в других секторах, подвергшихся регулятивному воздействию ЦБ, считает Алексей Калачев, на рынке лизинга можно ожидать сокращения количества игроков — уйдут компании, неспособные соответствовать новым требованиям. Но на объемах лизинговых операций, уверен он, это не отразится: около 80% объемов рынка контролируется двумя десятками крупнейших игроков. Кроме того, у компаний будет время подготовиться. Новые требования будут вводиться поэтапно. Напомним, что ЦБ отказался от форсирования реформы и продлил сроки перехода на новые правила на два года. Ранее планировалось, что новые стандарты заработают уже в 2019 году.
Управление рисками
Активный рост рынка стал одной из причин внимания к нему регулятора, отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Комарова: «Регламентация деятельности участников российского лизингового рынка, размер которого перешагнул отметку 3 трлн руб., является объективной необходимостью. Для того чтобы рынок не превратился в хаос, необходимо четко определить правила игры для его участников». По словам эксперта, реформирование лизинговой отрасли было лишь вопросом времени.
Действительно, по оценкам Центробанка, объем российского лизингового портфеля составляет 3,3 трлн руб., еще 270 млрд руб. приходится на финансовый лизинг от нерезидентов. Таким образом, по оценке агентства RAEX («Эксперт РА»), рынок занял второе место после банковского по объему кредитных требований. При этом в общей сложности в ЕГРЮЛ зарегистрировано около 3 тыс. лизинговых компаний, пусть даже далеко не все они активно работают на рынке.
В обзоре финансовой стабильности по итогам первого квартала 2016 года Центробанк охарактеризовал рынок лизинга как «часть параллельной банковской системы», что делает его потенциальным источником системного риска. Первым таким звоночком стали проблемы ряда лизинговых компаний в результате банкротства компании «Трансаэро». По данным регулятора, только половина участников исследования ведет отчетность по МСФО, которая позволяет достаточно качественно анализировать лизинговый портфель. Возможные «скрытые риски» остальных приводят к тому, что стоимость привлечения заемных средств для них выше, чем для других заемщиков с сопоставимым кредитным рейтингом.
Предстоящая реформа ставит во главу угла решение задач, выходящих за рамки лизинговой сферы, уверен ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. По его словам, лизинг как эффективный финансовый инструмент способен значимо улучшить состояние инвестиционной среды, активно способствовать модернизации основных фондов, износ которых в России близок к 50%. Кардинальное улучшение управления рисками, открытость лизинговых компаний и транспарентность их отчетности привлечет инвесторов, увеличит поток финансовых ресурсов в отрасль, сократив при этом правовые и кредитные риски лизингодателей, считает Гойхман. Единообразие стандартов отчетности и определение капитала создаст, по его мнению, здоровую конкуренцию за клиентов и финансирование, в том числе государственное.
В результате регламентации доступа игроков на рынок должны отсеяться недобросовестные и серые компании. Ирина Комарова, однако, опасается, как бы не возникло эффекта, противоположного задуманному, — ужесточение правил ведения бизнеса может привести к вымыванию небольших лизинговых компаний и монополизации рынка. А это вместо снижения издержек для участников сделок может спровоцировать рост стоимости лизинговых услуг.
По оценке Федеральной антимонопольной службы, 37% действующих лизинговых компаний не соответствуют предполагаемому требованию к минимальному размеру собственных средств — их капитал не превышает 10 млн руб. Однако их роль на рынке невелика — на долю таких компаний приходится менее 10% заключенных договоров и 3,3% лизинговых платежей.
Основная масса платежей (91,9%) приходится на компании с собственными средствами более 30 млн руб. «С учетом того что данный сегмент обладает достаточным размером собственного капитала, большинство его участников не понесут издержек на привлечение дополнительных средств: лишь 74 компании (22,7%) в сегменте имеют собственные средства менее 70 млн руб. и только 44 компании (13,5%) — ниже 50 млн руб.», — говорится в обзоре ФАС.
Консолидация рынка
Реформа консолидирует рынок лизинга — и это то, чего ждет рынок подвижного состава крупных транспортных компаний России, считает доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян.
Консолидация рынка позволит синхронизировать амортизационную политику предприятий с возможностью приобретения основных средств для модернизации производств, снизить операционные затраты в конечной цене продукции. Эффект масштаба (когда крупные лизинговые компании начнут работать с множеством лизингополучателей, а не наоборот), по словам Эмиля Мартиросяна, позволит сократить кумулятивную лизинговую ставку. «Лизингополучатели ждут реализации программы реформирования рынка лизинга, рассчитывая в первую очередь получить более привлекательные коммерческие условия как по финансовому, так и по операционному лизингу. В целом это позволит сократить операционные расходы бизнеса и повысить его рентабельность», — отмечает эксперт.
В лизинговых компаниях такую точку зрения подтверждают. По словам генерального директора компании «РБ Лизинг» Гурама Кудрявцева, в перспективе лизинг должен стать приоритетным инструментом для финансирования большинства инвестиционных программ и долгосрочных инвестиций в экономику страны. Уход с рынка небольших и непрозрачных компаний, по его словам, повысит уровень доверия к финансовому инструменту и удешевит финансирование для самих лизинговых компаний, что позволит снизить стоимость финансирования и для лизингополучателей.
«Лизинговый инструмент становится все более востребованным не только как способ обновления основных фондов предприятий, но и как средство реализации готовой продукции. Во многих отраслях лизинг стал надежным механизмом увеличения продаж», — отмечает генеральный директор «Сбербанк Лизинга» Кирилл Царев.
Переход на МСФО, отмечает Марк Гойхман, откроет компаниям доступ к иностранным инвестициям. «У лизингополучателя появится более обоснованный выбор, возможность получения более гибких конкурентных условий», — отмечает эксперт.
Сергей АЛЕКСЕЕВ
Обновление флота — новая амбициозная задача для лизинговой отрасли.
Российский флот серьезно устарел. По данным мониторинга развития внутреннего водного транспорта Минэкономразвития РФ, в 2016 году средний возраст судов речного флота составлял 33 года. В Европе этот показатель не превышает двенадцати лет. Половина грузового флота старше 40 лет и в ближайшие пять—семь лет подлежит списанию, приводят данные в Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Дальнейшая его эксплуатация небезопасна и экономически невыгодна из-за высокой стоимости ремонта.
Средний возраст самоходных сухогрузных судов и самоходных наливных судов составляет 41 год, буксирного флота — 38 лет, несамоходных сухогрузных судов и пассажирских судов — 35 лет, несамоходных наливных судов — 33 года. Ежегодно состав флота сокращается в среднем на 2%. За последние 15 лет количество списанных судов превысило количество введенных в эксплуатацию в 13 раз. Если эта тенденция продолжится, Россия в итоге останется без флота, а значит, и всех взаимосвязанных с этим отраслей и предприятий, говорит заместитель генерального директора по работе с клиентами ГТЛК Владимир Добровольский. «В России остро стоит проблема массового обновления флота, а также развития специализированных глубоководных морских терминалов. Без привлечения доступного финансирования решить эти задачи невозможно», — считает он.
Последние десятилетия российский водный транспорт развивался довольно скромными темпами, говорит советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов, не только из-за старения парка, но и предпочтения регистрации новых судов и самих судоходных компаний в странах с более удобным законодательством и регулированием. А снижение гарантированных глубин на внутренних водных путях страны, например, вынудило компании эксплуатировать речной транспорт с неполной загрузкой.
Ранее на одной из панельных дискуссий профильной выставки «Нева-2017» заместитель руководителя департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Николай Шабликов заявил, что чиновники и участники рынка обсуждают возможность использования лизинговых программ для массового обновления флота.
Долгое плавание
Высокие капитальные затраты и длительный срок окупаемости делают лизинг одним из наиболее привлекательных инструментов для повышения эффективности проектов в судостроительной отрасли, говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Ирина Комарова. «Лизинг позволяет взять морские и речные суда в долгосрочную аренду на срок до десяти лет, а затем выкупить их по остаточной стоимости», — отмечает она. К выгодам лизинговых программ покупки судов также следует отнести возможность использования водного транспорта сразу после заключения договора, экономию по налогу на прибыль и налогу на имущество, удобный график платежей в зависимости от сезонности и времени навигации. Максимальная сумма финансирования по программам лизинга судов, как правило, не превышает 500 млн руб.
По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), в первом полугодии 2017 года лизинг водного транспорта при его небольших объемах стал одним из самых динамично растущих сегментов лизингового бизнеса. Доля водного транспорта в новом бизнесе лизинговых компаний увеличилась с 1,5 до 3,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а объем нового бизнеса в сегменте водного транспорта в денежном выражении вырос на 225%.
«Лизинг — один из основных инструментов приобретения и строительства морских и речных судов во всем мире», — говорит заместитель генерального директора компании «ВТБ Лизинг» Евгений Татаринов. Такое финансирование позволяет покрыть основную долю стоимости судна — в среднем до 70% и более, а сроки погашения лизинговых платежей сопоставимы со сроками окупаемости судов.
По словам Евгения Татаринова, найти кредитоспособного лизингополучателя, имеющего опыт и необходимые компетенции эффективно управлять судном, сохраняя на должном уровне его техническое состояние, а соответственно, и остаточную стоимость, непросто. В России сегодня в судоходной отрасли работают много небольших судовладельцев, которые не обладают достаточными финансовыми ресурсами для поддержания и обновления фондов. Крупные судовладельцы зачастую имеют кредитные обязательства перед банками и ограничены в привлечении дополнительного финансирования для обновления и расширения своего флота. Одним из драйверов роста лизинга судов станет консолидация и укрупнение рынка судовладельцев, что позволит вытеснить возрастной флот, создав свободные мощности для работы нового, и повысить инвестиционную привлекательность судовладельцев для лизинговых компаний, считает Евгений Татаринов.
«Компании ждут устойчивого улучшения экономической конъюнктуры, а это процесс небыстрый», — согласен Сергей Хестанов. Владимир Добровольский подтверждает, что процесс обновления отечественного флота пока находится только в самой начальной стадии. Эксперты признают, что решающую роль в темпах и масштабах модернизации флота сыграет государственная поддержка.
Государственный буксир
Инвестиционная активность в сфере водного транспорта во многом зависит от привлекательности лизинговых программ, отмечает доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. «Этому будет способствовать субсидирование лизинговых ставок, более гибкие и комфортные условия по страхованию лизинговых операций, снижение требований по объему и размеру собственного капитала лизингополучателей, необходимого для запуска лизинговой программы», — говорит эксперт. В этом случае лизинг позволит сократить постоянные затраты в тарифе транспортных перевозок и остановит рост тарифов для российского бизнеса.
Поддержать отрасль, считает Эмиль Мартиросян, можно двумя способами: софинансировать из бюджета лизинговые ставки, а также изменить учетную политику — сократить цикл амортизации транспортных средств, позволив обновлять парк каждые 12–15 лет.
Участие государства в реализации проектов лизинга морских и речных судов осуществляется посредством инвестиций в уставный капитал Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). По данным пресс-службы компании, на выделенные из федерального бюджета 6,4 млрд руб. в период с 2009 по 2016 год были заключены контракты на строительство 34 судов общей стоимостью 11,8 млрд руб. с использованием внебюджетных средств в виде авансов лизингополучателей и возвращенных средств в рамках договоров лизинга. В 2017 году на увеличение уставного капитала ОСК дополнительно выделены 2,46 млрд руб., с их помощью планируется стимулировать сегмент гражданских судов.
Именно ОСК совместно с Минпромторгом занимается разработкой программы лизинга морских и речных судов до 2030 года. В ближайшие 13 лет на стимулирование обновления водного транспорта должно быть выделено 33 млрд руб. Лизинговой компанией по новой программе должен стать «Гознак-лизинг» (входит в ОСК). «В ситуации тотального обветшания ремонта и модернизации недостаточно — нужны новые технические решения для создания гражданских судов с более экономичными характеристиками», — ссылаются в компании на инжиниринговый опыт строительства судов.
Крупным оператором на рынке лизинга водного транспорта является Государственная транспортная лизинговая компания, напоминает Ирина Комарова. Именно с этой компанией эксперт связывает будущее лизинга водного транспорта. Ранее, по ее словам, оператор уже стал локомотивом обновления авиапарка в стране — расширение авиапарка компании, ставшее возможным после ее докапитализации в 2016 году, позволило существенно обновить мощности региональных авиакомпаний.
ГТЛК располагает 57 судами различных типов и сотрудничает с крупнейшими верфями и операторами водного транспорта в России. Согласно рейтингу RAEX, по итогам первого полугодия 2017 года ГТЛК вошла в тройку лидеров лизингового рынка России, объем ее портфеля превысил 430 млрд руб. На долю компании приходится 85% сделок с судами. В общей сложности ГТЛК вложила в развитие транспортного комплекса страны более 300 млрд руб.
В январе 2017 года на слушаниях в Общественной палате по выполнению решений Госсовета РФ относительно развития внутренних водных путей ГТЛК заявила, что готова стать единым оператором программы лизинга речных и морских судов. В дополнение к бюджетным инвестициям в виде взноса в уставный капитал ГТЛК готова привлечь на финансовом рынке еще 33 млрд руб. в виде коммерческих кредитов от экспортно-кредитных агентств и финансовых институтов, в том числе на закупку иностранного оборудования, необходимого для оснащения отечественных судов. «Лизинговые платежи судоходных компаний будут направляться на дальнейшее финансирование программы. Таким образом, на 1 руб. бюджетных средств в программу будет инвестироваться 2–3 руб. внебюджетных, а общие инвестиции в программу до 2030 года должны составить около 110 млрд руб.», — рассказывает Владимир Добровольский. По его словам, распределение средств через независимую лизинговую компанию подтолкнет предприятия судостроительной отрасли к уменьшению затрат на строительство судов и увеличению объемов их производства.
Сергей АЛЕКСЕЕВ