Kazanfirst.ru: В Татарстане подвели итоги «Лизинг-гранта»
Департамент поддержки предпринимательства Минэкономики РТ подвел итоги конкурса по поддержке малого и среднего бизнеса «Лизинг-грант». Соответствующий протокол за подписью главы департамента Рустема Сибгатуллина опубликован на сайте министерства.
Субсидию получили 357 заявителей из 665 допущенных к участию в конкурсе. Сумма утвержденных субсидий составила около 451 млн рублей: максимальная выплата — 3 млн, минимальная – 197 тысяч рублей.
Всего на конкурс поступило 902 заявки, претендующих на общую сумму более 1,2 млрд. Бюджет программы на 2014 год порядком ниже и составляет 555 млн рублей.
«Рост налицо: конкурс стал эффективнее», — говорит член конкурсной комиссии «Лизинг гранта» Ирек Галямов. По его словам, измененения в методологии конкурса привели к тому, что он стал более открытым для общественников (членами конкурсной комиссии могли стать не только представители минэкономики РТ) и прозрачным для участников. В прошлом году участники боролись за баллы, а в этом — акцент ставился на актуальности проектов, поясняет он.
По словам пресс-секретаря министерства экономики РТ Татьяны Волковой, победителей определяли по итогам презентации и актуальности проекта, также предпочтение отдавалось предпринимателям, работающим по направлению импортозамещения. Более того, Центр поддержки предпринимательства РТ составляет сводный анализ по каждому проекту, результаты которого учитываются экпертами.
Тем не менее, Галямов считает конкурс несовершенным и выделяет целый ряд проблем. Во-первых, это методологическая и политическая нецелесообразность «Лизинг-гранта»: средства получают и заявляются не те предприниматели, которые в этом нуждаются.
«В основном за грантами приходят юристы и экономисты — многие люди не представляют реальной работы, которой они планируют заниматься», — подчеркивает собеседник. Также эксперт отметил, что зачастую люди, получившие высшее образование за счет государства, собираются заниматься бизнесом (совершенно не по специальности) опять же за государственный счет: «юристы занимаются бетоном, а выпускники Энергоуниверситета [КГЭУ] идут работать шоферами [занимаются грузоперевозками]».
Вторая проблема — неэффективность конкурса для государства. Налоговые отчисления победивших в конкурсе предпринимателей поступают в размере гораздо меньшем заявленного в бизнес-планах участников, сетует Галямов.
По его словам, на заседании эксперной комиссии представитель минэкономики РТ отметил: «В своих планах вы сейчас представляете пять млн рублей, — обратился он к выступающему с презентацией участнику, — а реально в лучшем случае – государство получит 50 тысяч [рублей]».
Дело в том, что минэкономики не может запросить информацию о количестве отчисляемых налогов, так как существует понятие налоговой тайны, добавляет Галямов. «После получения гранта победители должны отчитываться в минэкономики о своей работе и налогам в том числе, но всецелый контроль минэкономики осуществить не может», — говорит он. Собеседник не слышал, чтобы кому-то приходилось возвращать выигранный грант из-за неудачи его бизнеса. «80% победителей неэффективно используют этот грант», — считает Галямов.
Что касается процесса определения победителей, то рассмотрение заявок проходило так: три минуты заслушивались презентации предпринимателей, полторы минуты они отвечали на вопросы; ежедневно экспертная комиссия рассматривала более 200 заявок. В этом году отбор проектов производился отдельно по направлениям, что во многом облегчило процесс, отмечали ранее эксперты.
Многие участники «сдувались» после вопроса о прибыли и рентабельности их бизнеса, продолжает Галямов. «Презентация не включала освещения этого вопроса, и зачастую человек не представляет, сколько он будет зарабатывать, но приходит за грантом», — сетует он.
«Многие семейные фермы не прошли, потому что комиссия предпочла крупные хозяйства, которые дают большую выручку и количество рабочих мест», — комментирует результаты конкурса сельскохозяйственного направления исполнительный директор Ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Гульфира Резаева.
Не прошел проект по созданию козьей фермы и строительству семейной фермы в Балтасинском районе, рассказывает она. По ее словам, голосование традиционно проходило в закрытом режиме, и по количеству голосов «за» проекту присуждалась победа.
Один из самых интересных и стратегически важных проектов реализуется фермером Мензелинского района Ильгизом Загиевым. Предприниматель получил субсидию около 3 млн рублей. «Он построил забойный цех и планирует заниматься забоем скота населения и других сельхоз-товаро производителей по правилам Таможенного союза», — отмечает Резаева. «Я уже приобрел 5-тонный рефрижиратор и "Камаз" для перевозки продукции», — рассказывает Загиев.
Аграриям – приоритет
«Лизинг грант» — ежегодный конкурс для предпринимателей по субсидированию первого взноса на покупку оборудования в лизинг. В этом году максимальный размер субсидий предоставят бизнесменам из сферы сельского хозяйства: помощь государства по договорам лизинга составит до 70%. Эти цифры обусловлены тем, что была произведена интеграция программ минэкономики и минсельхоза РТ. Первый опыт – это работа с минсельхозом по семейным животноводческим фермам, минсельхоз выделяет средства на приобретение скота, строительство, реконструкцию и модернизацию ферм, а покупку оборудования и тракторов субсидирует министерство экономики.
Алиса РАЗУМОВСКАЯ, Казань