Российская газета: В долгу не останемся
Санкции США против держателей российского госдолга могут привести лишь к краткосрочной волатильности. Чтобы сгладить ее, Банк России готов задействовать различные инструменты. Об этом заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева.
Принятый в августе в США закон "О противодействии противникам Америки посредством санкций" предусматривает, в частности, возможное введение запрета на инвестиции в российский госдолг. В начале 2018 года минфин США должен опубликовать возможные варианты ограничительных мер в отношении облигаций федерального займа (ОФЗ) для американских инвесторов. Пока неизвестно, какие масштабы примут санкции — ограничится ли запрет лишь новыми выпусками ОФЗ или это коснется всего российского госдолга, что окажет существенно более сильное давление на российскую финансовую систему.
Общая доля нерезидентов на рынке ОФЗ удерживается в положительном тренде уже полтора года. По итогам сентября, несмотря на перспективу новых санкций, показатель достиг очередного рекорда в 33,2 процента. Сейчас он несколько снизился до сопоставимых со среднегодовыми значений, сказала Ксения Юдаева. По сравнению со сходными с Россией странами, рост доходностей российских гособлигаций выглядит умеренным, — все говорит о том, что рынок воспринимает будущие санкции достаточно спокойно.
В целом по рынку ОФЗ средневзвешенная оценка доли американских инвесторов составляет около 7,4 процента, отмечает эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Даниил Наметкин. Среди американских инвесторов наибольшим спросом пользуется выпуск ОФЗ 26217 с датой погашения в 2021 году — их доля составляет 21 процент при объеме выпуска в 290 миллиардов рублей. В большей степени американские инвесторы инвестируют в ОФЗ с постоянным купонным доходом (около 85 процентов) и сроком до погашения менее 5 лет.
Согласно оценкам Даниила Наметкина, при продаже всего объема ОФЗ, принадлежащего резидентам США, краткосрочный рост доходности индикатора рынка гособлигаций не превысит 0,3-0,4 п.п. в условиях сохранения текущего уровня цен на нефть.
Распродав бумаги на без малого полтриллиона рублей, американцы купят на них валюту. Поэтому основным риском для финансовой стабильности со стороны выхода американских инвесторов является рост волатильности на валютном рынке, считает Наметкин. Тем не менее, говорит эксперт, негативный эффект от распродаж ОФЗ может быть частично компенсирован запуском валютного репо Банка России. Этот инструмент уже использовался с октября 2014 года по сентябрь 2015 года для покрытия дефицита валютной ликвидности в банковской системе. Тогда он был вызван санкциями, ограничившими возможность компаний и банков рефинансировать внешние долги. В результате спрос банков на валюту перестал давить на рубль.
В то же время повышение доходности ОФЗ в случае ухода американских инвесторов с российского рынка может стимулировать спрос на ценные бумаги со стороны остальных инвесторов, поскольку их реальная доходность вырастет. "Эффект от введения запрета может быть нивелирован высоким спросом на ОФЗ со стороны банковского сектора, который использует гособлигации для наращивания объема высоколиквидных активов, включаемых в расчет норматива краткосрочной ликвидности", — говорит Даниил Наметкин.
Между тем во вторник вступила в силу часть августовского пакета санкций США, касающаяся дальнейшего сокращения допустимых сроков кредитования российских юрлиц из санкционных списков. Для компаний сроки сокращаются с 90 до 60 дней, для банков — с 30 до 14 дней.
Игорь ЗУБКОВ