РБК: По второму кругу: чем новая амнистия капитала будет отличаться от прежней

Обещанная президентом амнистия капиталов продлится до марта 2019 года. Она будет эффективнее предыдущей из-за начавшегося обмена налоговой информацией между странами, считают эксперты.

Второй этап амнистии капиталов должен стартовать 1 марта 2018 года и продлиться до 28 февраля 2019 года, следует из внесенного в Госдуму в среду, 31 января, пакета законопроектов. Эти проекты подготовлены для реализации инициатив президента Владимира Путина, озвученных им в декабре.

Авторами поправок к первой и второй частям Налогового кодекса выступили депутаты Андрей Макаров (глава комитета по бюджету и налогам), Анатолий Аксаков (глава комитета по финансовым рынкам), Павел Крашенинников (глава комитета по госстроительству и законодательству) и Алексей Диденко. Пакет законопроектов поддерживается правительством, сообщил журналистам Макаров в среду после дополнительного заседания Совета Госдумы.

Поправки в Налоговый кодекс предусматривают налоговую амнистию по возврату капиталов, а поправками в Уголовный кодекс предлагается освободить декларантов зарубежных счетов и активов от ответственности за нарушения налогового и валютного законодательства. Госдума планирует рассмотреть пакет 7 февраля в первом чтении, а спустя два дня, 9 февраля, уже принять его во втором и третьем чтениях.

По сути, это продление действия прошлого закона, говорят эксперты, но теперь критерии прописаны четче, а у бизнеса больше стимулов воспользоваться амнистией.

Что было в прошлом законе?

Первый закон — «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках» — был принят в 2015 году. Согласно ему любой россиянин мог раскрыть информацию о принадлежащем ему имуществе и счетах в иностранных банках без каких-либо дополнительных платежей и налогов. В обмен он получал освобождение от уголовной (по ряду экономических составов), административной и налоговой ответственности, связанной с приобретением и использованием таких счетов и активов. Задекларировать можно было недвижимость, транспорт, акции и доли участия в компаниях. Денежные средства в этом списке не значились (то есть в информации о банковском счете не нужно было указывать сумму денег на нем).

Еще одним законом в рамках кампании по возвращению капиталов в Россию стал закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Согласно этому закону с 1 января 2015 года россияне обязаны декларировать свое участие в иностранном бизнесе и платить налоги с дохода от него. При условии ликвидации КИК до 31 декабря 2017 года ее собственник освобождался от уплаты НДФЛ в России за имущество, полученное в ходе закрытия компании (но, если от такой компании получены деньги, налог нужно уплатить).

Изначально планировалось, что действовать амнистия капиталов будет до 31 декабря 2015 года, но затем срок был продлен на полгода. К концу этого срока амнистией воспользовались 7,2 тыс. человек, сообщил в среду, 31 января, журналистам Макаров.

Законопроекты поступили в Минфин России, сообщил РБК представитель ведомства. «Мы готовим проект положительного заключения правительства РФ на законопроект по внесению изменений в Налоговый кодекс и проект положительного отзыва на законопроект по декларированию. Надеемся, что федеральные органы исполнительной власти — соисполнители и правительство — нас поддержат», — говорится в сообщении ведомства.

Новая амнистия что-то меняет?

Новые законопроекты, по сути, продлевают действие прошлых. Но порядок действий в новых законопроектах прописан четче, считает юрист BGP Litigation Екатерина Власова, а условия лучше, чем в прошлой деофшоризационной кампании.

«Во многих юрисдикциях весьма сложная процедура ликвидации. В частности, мы столкнулись с тем, что на Кипре местные госорганы были завалены заявлениями от российских резидентов, которые хотели ликвидировать там свои компании. И если российские резиденты — физические лица пожелали в прошлом году ликвидировать свою компанию, то просто не успевали это сделать в срок до 31 декабря 2017 года. В связи с этим продление срока «льготной ликвидации» — это очень важное решение», — сказал РБК партнер КПМГ Михаил Орлов, участвовавший в обсуждениях законопроектов.

Сроки «безналоговой» ликвидации КИК продлеваются до 1 марта 2019 года, указывает Власова. Важно, что теперь НДФЛ не будут облагаться и денежные доходы, полученные в ходе ликвидации КИК.

Зачем нужна обратная сила?

Сейчас в Налоговом кодексе записано, что от НДФЛ освобождается только имущество (по его стоимости), полученное физлицом от ликвидированной иностранной компании. А теперь под освобождение подпадают и денежные средства. Это хорошая новость, к тому же этой норме придается обратная сила, отмечает руководитель практики налоговых споров «МЭФ-Аудит PKF» Александр Овеснов. «Это значит, что теоретически ею могут воспользоваться и декларанты по предыдущей амнистии, если такие денежные средства были получены ими после 1 января 2016 года. Такое решение представляется справедливым, поскольку лица, воспользовавшиеся условиями амнистии ранее, не должны находиться в худшем положении, чем те, кто не сделал этого первоначально», — считает Овеснов.

Сегодня невозможно задекларировать доходы, которые были получены в 2016 году, говорит заместитель руководителя налоговой практики «НАФКО-Консультанты» Максим Волобоев. Поправки продлевают действие амнистии на налоговые периоды 2017 и 2018 годов, за которые надо отчитаться до 2019 года. Прошлая налоговая амнистия касалась правоотношений, которые возникли до 1 января 2016 года. Если не распространить действие новой амнистии на 2016 год, то этот налоговый период может подпасть под налоговые, административные и уголовные санкции, объясняет Волобоев.

Что будет с теми, кто уже заплатил НДФЛ с денег, полученных от КИК?

«Предусматривая на будущее такую норму, нужно было придать ей обратную силу, чтобы не наказывать тех, кто уже вернул деньги в страну и уже заплатил с них 13%», — говорит Орлов. По его словам, это скорее нужно считать не дополнительной льготой, а «исправлением ошибок предыдущего законодательства».

Налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, который уплачивается в бюджеты регионов. Возвращение из бюджетов уплаченного НДФЛ может стать выпадающим доходом, признает Орлов. «Однако эта сумма не сопоставима с выгодой, которую получит государство, обеспечившее условия для возврата капитала. Вряд ли речь идет о сумме больше одного миллиарда рублей», — говорит он.

Такого же мнения придерживается один из авторов законопроекта Анатолий Аксаков. По его словам, потери от выпадающих доходов будут минимальны и уступят полученной выгоде.

Нет ли конфликтов поправок с жестким валютным законодательством?

Старший налоговый менеджер IPT Group Илья Бурцев видит в возможности безналогового получения денежных средств в результате ликвидации иностранной компании основной «подводный камень» поправок. «Сложность заключается в том, что зачисление денежных средств от иностранной компании в результате ликвидации на счет физлица, открытого в зарубежном банке, скорее всего, потребует внесения изменений в недавно уже измененное законодательство о валютном регулировании — сейчас такая валютная операция прямо не поименована как разрешенная», — указывает Бурцев.

Исходя из действующего законопроекта полученные на зарубежный счет валютного резидента России денежные средства от ликвидируемой компании будут освобождаться от налогообложения по НДФЛ, но остается риск нарушения валютного законодательства (штраф от 75 до 100% от зачисленной суммы), утверждает он.

Что еще нового есть в поправках?

Как отметил Макаров, внесенный пакет законопроектов учитывает предложения бизнес-сообщества. В частности, предпринимателям будет предоставлена возможность задекларировать уже закрытые счета и компании (данной нормы не было в первом законе об амнистии капиталов). В декларации можно будет указать счета и вклады в зарубежных банках, открытые по состоянию на 1 января 2018 года, а также зарубежные счета, открытые до 1 января 2018 года и закрытые на дату подачи декларации, следует из законопроекта.

В законопроекте также предлагается освободить от штрафов за нарушение сроков подачи уведомлений о КИК, если эти уведомления будут поданы одновременно со специальной декларацией о зарубежных активах и счетах, отмечает Власова.

Сейчас спецдекларацию можно подать только в налоговый орган по месту жительства или пребывания. На новом этапе амнистии декларацию можно будет подать в любой налоговый орган. Предполагается также предоставить право на повторную подачу специальной декларации тем, кто уже отчитался во время первого этапа декларирования, говорит Овеснов, причем такая новая декларация не должна считаться уточнением ранее поданной. «Другими словами, для предыдущих участников амнистии появляется возможность дополнительно задекларировать свои активы, которые по каким-то причинам не были ими указаны в первоначальной декларации», — объясняет он.

Еще одно нововведение — предлагается установить, что амнистия не распространяется на налоги, подлежащие уплате физлицами в отношении прибыли или имущества КИК, в том числе заявленных. «Если заявленная КИК не будет ликвидирована, с ее доходов и имущества необходимо будет уплачивать налоги в общем порядке», — указывает Овеснов.

Будет ли новая амнистия успешнее прошлой?

Новая амнистия будет успешнее предыдущей, считает Власова. «В отличие от 2015 года сейчас порядок декларирования активов и иностранных компаний урегулирован и расписан гораздо четче», — говорит юрист.

С момента предыдущей «амнистии» произошли масштабные перемены в международном налогообложении, говорит Овеснов. «ФНС России подписала несколько международных соглашений, предусматривающих автоматический обмен финансовой и налоговой информацией. Количество стран, осуществляющих налоговый обмен, стремительно растет, и даже такие «классические» офшорные территории, как Британские Виргинские острова, уже подтвердили готовность участвовать в обмене», — напоминает он. Эта амнистия капитала будет воспринята представителями бизнеса более внимательно, чем предыдущая, предполагает эксперт.

Бизнесменам выгоднее сэкономить и воспользоваться амнистией и безналоговой ликвидацией, чем ждать, пока налоговые органы сами получат информацию и начнут выписывать штрафы, подытоживает Власова.

По словам автора законопроекта Андрея Макарова, принятие этих поправок позволит защитить российский бизнес и российских граждан в рамках того обмена, который сейчас идет между налоговыми службами. Он отметил, что все материалы по законопроектам направлены в FATF (Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием доходов). «Все амнистии любая страна должна согласовывать с FATF, это очень важный момент борьбы с отмыванием денег», — указал Макаров, отметив, что предыдущий текст также согласовывался с FATF.

Еще один соавтор проекта, Павел Крашенников, подчеркнул, что «поправка в Уголовный кодекс говорит о том, что возврат капиталов преследоваться не будет». «Сейчас самое время возвращаться», — сказал он.

Екатерина КОПАЛКИНА, Анна МОГИЛЕВСКАЯ