Bankir.ru: Доля онлайн-сегмента на рынке МФО увеличится до 40% к 2018 году

К такому выводу пришли специалисты МФО «Мани Фанни» на основании анализа поведения своих клиентов. На фоне радикального изменения рынка микрофинансовых компаний выделяется развитие онлайн-сегмента, в котором на сегодня работает только 18% МФО. Увеличивается концентрация на рынке, количество МФО сокращается, регулятивные требования ужесточаются — все эти факторы в ближайшее время придадут рынку новый облик, считают эксперты.

Часть этих изменений уже видна. Так, в микрофинансовые организации пришла новая волна заемщиков. Это в основном молодые люди, которые совмещают работу с учебой в высших учебных заведениях, а также самозанятая часть населения и фрилансеры. Этот сегмент заемщиков обеспечивает рост выдач в онлайн-сегменте, они ответственно подходят к выполнению своих обязательств, что отражается на снижении просроченной задолженности на балансе МФО. При этом снижается доля маргинальных заемщиков, которые раньше составляли основную часть клиентов МФО.

Просрочка по потребительским кредитам банков и займам МФО практически сравнялась — около 22%. Сейчас все реже микрофинансовые компании прибегают к услугам коллекторских агентств именно в отношении заемщиков из онлайн-сегмента, потому что основная доля клиентов старается вовремя погашать задолженности.

Приведенные в исследовании цифры, свидетельствующие о том, что «просрочка в МФО сравнялась с банковской», не вполне корректны, поскольку банки ведут статистику с первого дня просрочки, что называется 1+, а МФО обычно подразумевают под «просрочкой» 90+. Так прокомментировала выводы исследования МФО «Мани Фани» аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Екатерина Сучкова. Она говорит, что крупные розничные банки имеют более сильные переговорные, коллекторские и судебные позиции при работе с заемщиками.

«Тем не менее мы действительно наблюдаем в сегменте онлайн-PDL стабилизацию просроченной задолженности по микрозаймам, в отличие от других сегментов микрофинансового рынка»,— говорит аналитик. Во многом это обусловлено накоплением статистики и постоянной модернизацией собственных скоринговых систем и противодействия мошенничеству, а также использованием новых источников данных: RTB-данные (cookies), социальных сетей, геолокации, данных мобильных операторов, пенсионных фондов. Кроме того, успешные онлайн-МФО внедряют систему Big Data — с использованием не только кредитной истории, но и альтернативных источников данных, что позволяет существенно снизить риски фрода и минимизировать дефолтность микрозаймов.

В МФО «Мани Фанни», отмечают, что в 2017 году на рынке прирост просрочки затормозится по динамике, и вряд ли выйдет за пределы 25%. При этом у микрофинансовых компаний выше риск фрода, и они сейчас отклоняют в среднем пять онлайн-заявок из 100. Отклонение происходит в связи с подозрением на мошенничество. Этот показатель будет незначительно расти, а при должном уровне риск-менеджмента и скоринговых программ риск будет нивелирован.

Большинство крупных компаний на рынке PDL-микрозаймов, таких, как MoneyMan, Е-Заём, отмечали, что основу их клиентской базы составляют молодые люди до 35 лет, комментирует аналитик рейтингового агентства «Эксперт РА» Екатерина Сучкова. Она считает, что наиболее технологичные МФО «отсекают» маргинальных заемщиков на уровне подачи заявок, а значительная часть заемщиков с плохой платежной дисциплиной, которым «есть что терять», все равно расплачиваются с компанией при переходе от soft collection на 5–15 дней просрочки к этапу severity после 30–40-го дня просрочки. На рынке регулярно появляются мошенники, но большинство крупных компаний научились их «отсекать», говорит аналитик.

По оценкам МФО «Мани Фанни», в первом полугодии 2016 года наибольшие темпы прироста показал сегмент микрозаймов «до зарплаты». Этот сектор вырос на 50% по отношению к первому полугодию прошлого года. При этом около 30% микрозаймов «до зарплаты» приходится на онлайн-сегмент, а в 2017 году эта доля может вырасти в два раза. В целом прирост онлайн-сегмента микрозаймов «до зарплаты» останется на высоком уровне и составит около 30%.

«Мы прогнозируем увеличение доли компаний, которые войдут в онлайн-сегмент до 40% к 2018 году»,— отмечает генеральный директор МФО «Мани Фанни» Александр Шустов. По его словам, в текущей ситуации игрокам, которые собираются продолжить работу на рынке МФО и показывать положительный результат, придется развивать онлайн-направление. В противном случае они отстанут от компаний, которые уже развивают этот сегмент.

«Еще год назад возможность дистанционной выдачи займов у МФО мы отмечали в качестве конкурентного преимущества. Все больше компаний внедряют данный продукт, активно наращивают его долю в своем портфеле, и сегодня мы видим, что выдача микрозаймов онлайн становится распространенной практикой среди лидеров сегмента PDL»,— считает Екатерина Сучкова. По оценке агентства, на текущий момент на эти 18% компаний, работающих онлайн, приходится порядка 1/3 объема выдач микрозаймов. Это не удивительно, ведь выдача займов через интернет привлекательна в первую очередь существенным снижением операционных затрат при сопоставимых ставках по микрозаймам. А инвестиции в скоринг приводят к понижению дефолтности микрозаймов, добавляет она.

«Вполне вероятно, что к 2018 году доли онлайн- и офлайн-выдач на рынке сравняются, однако оценка „Мани Фанни” по росту 1/3 до 2/3 объема выдач за год кажется слишком оптимистичной. При этом онлайн-МФО начнут развиваться в регионах со слабой банковской инфраструктурой»,— отмечает Сучкова.

Новая аудитория генерирует большую обратную связь, благодаря которой микрофинансовые организации смогут совершенствовать свои сервисы, а также получать репрезентативные данные о портрете заемщика онлайн-сегмента.

«В случае положительного опыта и удовлетворенности услугами молодая аудитория более охотно делится информацией со своим окружением, в том числе и через соцсети»,— отмечает управляющий партнер консалтингового агентства «Бизнесдром» Арсений Поярков. Он считает, что онлайн-продвижение может дать почти мгновенный положительный эффект как непосредственно для увеличения портфеля, так и для репутации МФО. При этом он призывает помнить, что негативная информация будет распространяться с еще большей скоростью, поэтому простота в пользовании услугой, клиентоориентированность и поддержка топовых технологий будут играть решающую роль в успехе работы с новой молодой аудиторией.

Елена ГОСТЕВА