Bankir.ru: Евгений Колбин: «Мы идем навстречу почти всем пожеланиям пользователей мобильного банка»

Управляющий директор управления развития удаленных каналов обслуживания блока «Корпоративный бизнес» ПАО «Сбербанк» Евгений Колбин рассказал Bankir.Ru о том, как за год изменились мобильные банки для корпоративных клиентов, особенностях разработки под iOS и Android, а также перспективах Windows Phone и умных часов.

— Как за прошедший год изменились мобильные банки для юридических лиц?

— Последние годы мобильное направление ДБО ведущих банков набирает обороты.

Большинство крупных финансовых организаций, работающих с корпоративными клиентами, либо активно внедряют сервисы удаленного обслуживания клиентов, либо дорабатывают мобильные продукты. Эти доработки касаются функциональности, интерфейсов, безопасности и общего качества пользовательского опыта.

Что касается Сбербанка, то у нас один из самых популярных мобильных банков для бизнеса — «Сбербанк Бизнес онлайн». За прошедший год мы сделали большой шаг вперед: реализовали ряд ключевых функций, первые в России и СНГ выпустили версии для таких платформ, как Windows Phone и Apple Watch, повысили безопасность и стабильность работы приложений. Кроме того, начали эксперимент с нефинансовым приложением «Ежедневник руководителя», которое в октябре появилось в AppStore.

— Какие функции для корпоративных клиентов сейчас считаются основными, а какие продвинутыми?

— Можно сказать, что сформировался некоторый минимальный набор функций, который банки предоставляют своим корпоративным мобильным пользователям сегодня. В первую очередь это просмотр состояния счетов: балансы и последние операции. Затем — работа с платежными поручениями: создание новых платежей, в том числе бюджетных, подписание, отправка в банк, дублирование и т. д. Кроме того, внедряются разные фичи, например просмотр реквизитов счета с возможностью поделиться, вход по отпечатку пальца или чат с банком для решения технических вопросов.

Продвинутые функции реализованы лишь крупнейшими банками или не реализованы совсем. Например, валютные операции, работа с корпоративными картами сотрудников, поддержка зарплатных ведомостей, возможность добавить в приложение больше чем одну организацию. Особняком стоят сложные банковские продукты вроде таможенных платежей, бизнес-аналитики, полноценной работы с документами валютного контроля и другие. Также не во всех приложениях есть относительно несложные с технической точки зрения вещи. Например, возможность распознавания счета по фотографии пользуется спросом у пользователей, но при этом реализована далеко не у всех.

Если говорить о «Сбербанк Бизнес онлайн», то наше приложение — одно из лидеров по функциональности, но даже в нем еще недостает каких-то вещей, о которых нас просят клиенты. Например, начисления зарплаты сотрудникам или управления лимитов корпоративных карт.

Тем не менее, наша работа над продуктом выстроена так, чтобы удовлетворить почти все пожелания наших пользователей, причем быстро: релизы приложений выходят каждые один-два месяца.

— Есть ли разница во внедрении новых функций для разных платформ? На какой платформе вы внедряете новые возможности раньше?

— Разница есть, и она заметная. Традиционно флагманом индустрии считаются устройства, работающие под управлением iOS. Поэтому обычно ключевые функции разрабатывается именно под эту платформу. Наши продукты в данном случае не являются исключением. Этому есть объяснение. Обывателю может показаться, что причиной является большая распространенность ОС от Apple, однако это уже давно не так — более 85% всех смартфонов в мире сегодня работают на Android.

Настоящая причина — безопасность. С этим на iOS дела обстоят гораздо лучше, нежели на Android. Чтобы внедрить ту или иную функциональность на платформе от Google, может потребоваться в два раза больше ресурсов разработки, чем для аналогичной задачи по iOS.

Мы для себя решили проблему следующим образом: команды платформ работают практически независимо, что дает нам возможность запускать новые функции сначала на одной платформе, сразу «снимать» фидбек с пользователей и переносить на вторую платформу уже в обновленном виде. Пока это работает для небольших доработок, но постепенно мы экстраполируем эту практику на более сложные продукты.

В конце прошлого года мы запустили приложение для Windows Phone, с которым планируем экспериментировать. Пока оно в позиции догоняющего, но уже скоро может стать лидером инноваций.

— Сбербанк — один из немногих банков, сделавших свое мобильное приложение для Windows Phone. Почему вы решили развивать эту платформу?

— Здесь история очень похожа на таковую с Apple Watch, разве что платформа Windows для смартфонов почти не растет. Дело в том, что Microsoft в прошедшем году существенно изменила свое позиционирование на рынке мобильных устройств. Софтверный гигант хочет уйти в нишу бизнес-пользователей, предоставив им высокий уровень безопасности, удобства и глубокую интеграцию с компьютерами на Windows. Если стратегия себя оправдает, то нам нужно быть к этому готовыми и предоставить нашим клиентам удобное решение на платформе от Microsoft. Также приложение на Windows станет для нас своего рода площадкой для тестирования экспериментальных функций. Об этом я, к сожалению, не могу много рассказывать, но пользователи данной ОС увидят некоторые интересные решения уже в 2017 году.

— Как вы обеспечиваете безопасность использования мобильных банков для корпоративных клиентов?

— Вопросы безопасности — важнейшая составляющая банковских digital-продуктов. Конечно, это сдерживает технический прогресс: если бы не преданные своему делу специалисты по информационной безопасности, сегодня бизнес расплачивался бы с контрагентами с утюгов и тостеров.

Но это сдерживание крайне оправданно: клиенты готовы жертвовать функциональностью ради сохранности своих средств. При работе с корпоративными клиентами риски очень высоки: если у физического лица на счете лежат десятки тысяч рублей, то у компаний и индивидуальных предпринимателей могут храниться сотни миллионов.

Безопасность «Сбербанк Бизнес онлайн» соответствует высочайшим стандартам индустрии. Мы много работаем в этом направлении и делаем все, чтобы корпоративные клиенты Сбербанка были спокойны за свои средства.

— Что вы думаете о перспективах умных часов как средства доступа к корпоративным счетам?

— В декабре мы стали одним из первых в мире банков, который предоставил своим корпоративным клиентам возможность взаимодействовать со своими счетами со смарт-часов. Зачем нам было это нужно?

Во-первых, цифровые технологии постоянно развиваются и все больше охватывают бизнес.

Во-вторых, предприниматели с каждым днем все лучше воспринимают технологичные девайсы.

В-третьих, аналитики предсказывают устойчивый рост рынка носимых устройств.

И в-четвертых, нам важно быть там, где это удобно нашим клиентам.

Если люди начинают привыкать к заказу «Убера» с часов, значит они не будут против там же проверить баланс своего счета. Наши исследования это подтвердили.

— В прошлом году мобильные банки сильно изменились, и сейчас появились разговоры о том, что у банков заканчивается фантазия при внедрении новых возможностей. Так ли это, или у вас еще есть интересные идеи?

— Если идеи заканчиваются, значит вы недостаточно общаетесь с потребителями. Очереди доработок по нашим приложениям хватит на годы вперед.

Я соглашусь с тем, что пространства для того, что принято называть disrupt, то есть прорывными инновациями, сейчас в корпоративном мобильном банкинге не так много, как несколько лет назад, но его более чем достаточно.

Там, где приближаются функциональные границы, открываются совершенно новые горизонты интерфейсов и пользовательского опыта. В течение следующих трех лет количество обычных функций у крупных игроков рынка будет примерно совпадать. Выиграет то приложение, в котором все будет реализовано максимально удобно.

Беседовала Юлия ЛЮ