Bankir.ru: Как ГТЛК провела сделку года на рынке еврооблигаций
Государственная Транспортная Лизинговая Компания (ГТЛК) дебютировала в июле 2016 года с выпуском еврооблигаций в сложное и неопределенное время на финансовых рынках. После введения санкций США и ЕС размещения еврооблигаций российских эмитентов серьезно сократились. В частности, за весь 2015 год прошло лишь несколько размещений, причем это были бумаги первоклассных российских «голубых фишек» вроде «Газпрома» и «Норникеля».
Почему евробонды?
Одной из задач, закрепленных в долгосрочной программе развития ГТЛК (ДПР), является диверсификация источников фондирования, в том числе за счет привлечения денежных средств на международных рынках долгового капитала. Выпуск еврооблигаций стал очередным шагом по привлечению финансирования в иностранной валюте для группы ГТЛК в рамках реализации программы.
При этом одно из главных направлений деятельности ГТЛК — предоставление в лизинг авиационного транспорта, рынок, где традиционной валютой расчетов является доллар США. По этой причине логичным шагом для привлечения бланкового финансирования стал выпуск еврооблигаций, номинированный в долларах США.
Основные сложности
Одной из ключевых задач в ходе подготовки выпуска еврооблигаций ГТЛК стало получение дополнительных кредитных рейтингов, поскольку мы понимали, что компания не сможет претендовать на приемлемые уровни доходности с имевшимся на момент начала работы над выпуском рейтингом S&P на уровне B+. ГТЛК справилась с задачей, получив накануне размещения еврооблигаций рейтинги категории ВВ от Moody's Investors Service (Ba2, что всего на одну ступень ниже суверенного рейтинга России) и Fitch Ratings (BB–), что позволило правильно позиционировать компанию и разместить пятилетний выпуск с оптимальной доходностью.
Помимо этого была проделана большая работа по согласованию гарантии по выпуску еврооблигаций с акционером ГТЛК — Министерством транспорта Российской Федерации, поскольку предоставление гарантии одобрялось советом директоров ГТЛК.
Также для ГТЛК определенную сложность представлял прайсинг выпуска еврооблигаций. С аналогичной проблемой при размещении первого выпуска евробондов в разное время сталкивались такие эмитенты, как «Роснефть», Сбербанк, «Вымпелком» и другие. Дебюты на рынке публичного долга всегда сложны именно постановкой отправной точки на кривой доходности, что в случае ГТЛК усугублялось отсутствием на рынке компаний-аналогов. Ведь евробонд «ВЭБ-лизинга» — единственный выпуск российской лизинговой компании — был погашен в мае 2016 года, до размещения ГТЛК. В такой ситуации даже инвестиционные банки и аналитики сильно расходились в оценке справедливой доходности выпуска. Тем не менее, ГТЛК удалось найти оптимальный баланс между собственными интересами как эмитента и интересами инвесторов, собрав сильную книгу заявок и закрыв сделку по ставке ниже 6% годовых, что было существенно лучше изначальных ценовых ориентиров и ожиданий компании.
Структура сделки
Ирландская фондовая биржа — традиционная площадка для размещения еврооблигаций эмитентов из России, поэтому выбор биржи был очевиден. В качестве эмитента выступила компания GTLK Europe. В отличие от большинства размещений евробондов, где эмитентом выступает специально созданная для этой цели компания special purpose vehicle, или SPV), не ведущая помимо этого иной деятельности, GTLK Europe — полноценная операционная дочерняя компания ГТЛК, зарегистрированная в Ирландии, ведущая свою деятельность в соответствии с законодательством ЕС и специализирующаяся на авиационном лизинге.
Евробонд был структурирован как прямой выпуск нот эмитента, а не loan participation note (LPN) с гарантией со стороны материнской компании ПАО «ГТЛК», поскольку основным «адресатом» привлекаемых средств была ирландская операционная компания-эмитент. Такая структура сделки без использования SPV предоставила инвесторам дополнительный комфорт.
«Полезные» санкции
Несмотря на то что ГТЛК государственная компания (100% акций находится в собственности РФ), санкционный режим на нашу компанию не распространяется. Таким образом, никаких ограничений (кроме рыночной конъюнктуры) для привлечения денежных средств в иностранной валюте на международных рынках капитала для ГТЛК нет.
Более того, невозможность привлечения денежных средств через выпуски еврооблигаций целого ряда «квазисуверенных заемщиков» оказала существенную поддержку размещению выпуска еврооблигаций ГТЛК, поскольку спрос на такие инструменты, как показала практика, на рынке присутствует, и он высок.
Интерес к еврооблигациям ГТЛК подогрел и прямой запрет глобальным американским и европейским инвестиционным банкам на участие в подготовке и размещении первого в 2016 году выпуска суверенных еврооблигаций РФ, который в сложившихся обстоятельствах в гордом одиночестве выводил на рынок «ВТБ-капитал». В результате не все иностранные инвесторы смогли принять участие в этом размещении. Таким образом, можно сказать, что санкции в какой-то степени помогли размещению евробондов ГТЛК.
«Выгодный» Brexit
ГТЛК удалось выбрать оптимальное время для размещения, когда долговые бумаги развивающихся рынков пользовались большой популярностью среди международных инвесторов. Этому, в том числе, способствовали результаты британского референдума по Brexit, объявленные за три недели до размещения и подстегнувшие рост сегмента Emerging Markets.
Выпуск еврооблигаций ГТЛК вызвал большой интерес у глобальных инвесторов. При размещении спрос на пике достигал почти $2,5 млрд, что в пять раз превысило планируемый объем размещения — $500 млн. Это позволило несколько раз снижать целевую ставку купона: первоначально был объявлен купон в размере 6,5% годовых, но в ходе размещения он дважды корректировался. И в итоге книга заявок была закрыта по нижней границе финального диапазона 5,95–6,00% годовых. Несмотря на серьезное снижение доходности (55 б. п.), это никак не сказалось на качестве книги заявок, которая на закрытии составила более $2,1 млрд.
Что волновало инвесторов
Роад-шоу ГТЛК вызвало большой интерес инвесторов. В ходе встреч, проведенных перед размещением еврооблигаций в Лондоне, Женеве, Цюрихе и Москве, руководство ГТЛК при участии Минтранса России встретились с представителями более чем 100 фондов, управляющих компаний и частных банков.
Среди основных вопросов, интересовавших инвесторов в ходе роад-шоу, были реализация программы операционного лизинга воздушных судов Sukhoi SuperJet 100, планы по дальнейшей докапитализации компании государством и целевым ориентирам по уровню достаточности капитала, соотношение операционной аренды и финансового лизинга в лизинговом портфеле и дальнейшие планы привлечения финансирования.
География размещения
Большую часть выпуска выкупили крупнейшие институциональные инвесторы из Великобритании и континентальной Европы. Существенным спросом евробонды ГТЛК пользовались и у швейцарских private banks. Примечателен тот факт, что основным драйвером размещения был спрос именно глобальных инвесторов, выкупивших 87% эмиссии. Аллокация российским инвесторам составила всего 13%, что стало одним из самых низких показателей среди последних размещений еврооблигаций российских компаний и финансовых институтов.
Важным фактором успешного размещения еврооблигаций стал объем выпуска в размере $500 млн и его включение в расчет индекса EMBI+, что повысило ликвидность выпуска и привлекло большое количество высококлассных инвесторов.
Динамика вторичных торгов еврооблигаций ГТЛК показала правильность выбранной стратегии и выбранного диапазона по доходности: бумага за все время обращения не уходила по цене ниже номинала, начав торги в комфортном диапазоне 100,5–101% от номинала.
Успешный дебют ГТЛК был высоко оценен инвестиционным сообществом. Результатом такого признания стало получение награды в номинации «Лучшая сделка первичного размещения еврооблигаций — 2016» от Cbonds в декабре 2016 года.
Андрей МИХАЙЛОВ, заместитель директора по работе на рынках долгового капитала дирекции корпоративного финансирования Государственной Транспортной Лизинговой Компании