Bankir.ru: МФО переписывают кредитные истории

Некоторые микрофинансовые организации (МФО) обещают потенциальным клиентам помощь в «исправлении» кредитной истории. Услугу предлагают «проштрафившимся» в прошлом заемщикам, испортившим свою кредитную историю. Портал Bankir.Ru разбирался в принципах работы таких МФО и отношении банков к «исправленным» клиентам.

Проблема МФО, которые предлагают своим клиентам «исправить» плохую кредитную историю, поднималась на прошлой неделе в рамках Третьего микрофинансового бизнес-форума. Участники бизнес-форума выразили обеспокоенность существованием этого явления, так как заемщики с «исправленной» кредитной историей могут получить деньги в новом банке или МФО, но никто не гарантирует, что они и дальше захотят исполнять свои обязанности по возврату полученных от компаний денег.

Участники рынка микрофинансирования, опрошенные порталом Bankir.Ru, пояснили, что по сути предложения МФО по «исправлению» кредитной истории делятся на несколько типов. К первому типу относятся компании, которые используют понятие «исправления» кредитной истории в рекламных целях. «Такие компании просто предлагают заемщику с плохой кредитной историей оформить у них заем. Их аргументы — если клиент будет регулярно и в срок вносить платежи по взятому в их компании микрозайму, то эти данные будут передаваться в БКИ, а значит, их смогут увидеть будущие кредиторы клиента»,— поясняет замдиректора СРО «МиР» Андрей Паранич.

«Сейчас у МФО, ведущих прозрачную и честную деятельность, существует лозунг: „Исправь свою кредитную историю!” В данном случае это означает, что клиент с подпорченной кредитной историей берет заем, вовремя его оплачивает и тем самым показывает, что он благонадежный заемщик,— соглашается директор по рискам группы компаний „Быстроденьги” Сергей Весовщук.— К такой практике мы относимся положительно, так как клиент, у которого после просрочки был оплаченный вовремя заем, лучше, чем тот, который после этого займов вообще не брал».

Другие способы, которые компании могут предлагать для решения проблем с кредитной историей, могут оказаться уже мошенническими. Эксперты указывают, что компании-мошенники, например, предлагают клиентам удалить записи о невозврате средств, пользуясь «связями», или создать фиктивные записи о погашенных крупных кредитах, что должно положительно повлиять на кредитную историю. По словам гендиректора сервиса онлайн-займов «Робот Займер» Сергея Седова, первый вариант — это просто обман, когда за обещаниями не следуют действия. «Второй способ реально работает — создаются МФО-однодневки, которые передают в БКИ фиктивные данные о якобы выданных и погашенных займах на крупные суммы»,— поясняет Сергей Седов.

Впрочем, по словам Сергея Весовщука, исправлять кредитную историю за деньги могут не только МФО, но и банки — клиент платит деньги, а организация направляет ложные данные по клиенту, например, добавляет большое количество кредитов на крупные суммы задним числом.

В недобросовестном улучшении кредитной истории заемщиков чаще всего обвиняют МФО, так как недавно все МФО по закону обязали передавать информацию о заемщиках в бюро кредитных историй, считает Сергей Весовщук. «И тем самым некоторые мелкие компании увеличивают свой доход за счет предоставления таких платных услуг на нелегальной основе»,— отмечает он.

Впрочем, в банках пока серьезных проблем из-за деятельности МФО, «исправляющих» кредитную историю заемщиков, не видят. «При анализе кредитной истории банк учитывает не только то, как клиент платил по своим последним займам»,— указывает зампред правления банка «Ренессанс кредит» Татьяна Хондру. По ее словам, «например, если еще год или два назад клиент находился в глубокой просрочке или регулярно не вносил платежи по кредиту, это может повлиять на конечное решение банка о выдаче денег такому заемщику».

По словам операционного директора банка «Восточный» Нино Кодуа, их банк «не видит наплыва клиентов, в чьих кредитных историях содержится информация о просрочках и неплатежах по ранее выданным займам или кредитам, „исправленная” последними хорошими платежами по микрозаймам». «В целом банк „Восточный” консервативно подходит к оценке своих клиентов»,— отмечает Нино Кодуа.

Впрочем, собеседник в одном из крупных розничных банков на условиях анонимности сообщил порталу Bankir.Ru о том, что последние несколько хороших платежей на фоне в целом плохой кредитной истории, скорее, насторожат работников банка, чем заставят их поверить, что заемщик действительно исправился. «Для того чтобы проверить, действительно ли заемщик „исправился”, должно пройти какое-то время»,— отметил собеседник портала Bankir.Ru. Таким образом, заемщики, потратившиеся на исправление кредитной истории, все равно рискуют не получить одобрения заявки на кредит в банке.

При этом деятельность компаний, «поправляющих» кредитную историю клиентов мошенническими путями,— прямая угроза репутации БКИ, поэтому бюро стараются прекращать сотрудничество с сомнительными компаниями, указывают эксперты. «Мы выявляем кредитные истории, которые кажутся нам подозрительными, а также компании, которые их присылают, однако это скорее локальная проблема,— объясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.— Однако стоит учесть, что заемщики, обращающиеся к таким компаниям, становятся соучастниками этого мошенничества». По словам собеседников портала Bankir.Ru в БКИ, один из признаков «фальшивой» кредитной истории — когда компания передает в БКИ информацию о займе с большим опозданием: например, сам заем был выдан год назад, клиент погасил его через полгода, а еще через полгода эта запись наконец-то была передана в БКИ.

Валерия ФРАНЦЕВА