Банковское обозрение: Банкам придется сделать ставку на транзакционный бизнес

Банковский рынок снова лихорадит — по мнению многих, он пострадает сильнее, чем в кризис 2008 года. Опираться на традиционный кредитный бизнес в ухудшающихся экономических условиях все сложнее, но платить и переводить деньги люди будут во все времена.

Декабрьский «черный вторник» камня на камне не оставил от устоявшегося банковского бизнеса. Паника, люди забирают деньги, переводят их в доллары и евро, банковские проценты взлетают до небес. «Я не представляю, кто сейчас будет брать кредит под 30%, — делится переживаниями представитель одного из банков. — Причем это минимальная ставка для самых надежных заемщиков. Как выживать в такой ситуации — совершенно непонятно».

Просрочка растет, несмотря на все принятые ЦБ и банками меры. Платежеспособность населения падает, и, учитывая, что многие люди потеряли работу, а платить долги по валютной ипотеке и работающим стало не под силу, к весне можно ожидать массовых дефолтов среди заемщиков. Еще более катастрофической для банков ситуацию делает тот факт, что с 1 июля вступает в силу закон о банкронстве физлиц. Впрочем, и в корпоративном секторе дела обстоят не лучше.

При этом, что делать в сложившихся условиях, банки, похоже, действительно не знают. «Б.О» попытался опросить кредитные организации, как меняются их методы по оценке потенциальных заемщиков в связи с наступлением кризиса, но ни один из опрошенных так и не смог предоставить ответ.

Все говорит о том, что банкам, если они хотят выжить, надо искать иные источники дохода. И первое, что приходит на ум, — больший акцент на транзакционные операции. Платить и переводить деньги нужно вне зависимости от экономической ситуации, и выиграет тот, кто сможет предложить эти функции в наиболее удобном виде и наиболее выгодно. Тут нужно задействовать и экосистему партнеров для предоставления скидок, и мобильные приложения для проведения денежных операций на ходу. Понимая это, банки уже выпускают приложения только для платежей или только для переводов с карты на карту.

Опора на мобильность — это, конечно, важный шаг на пути к привлечению клиента, но нужно помнить, что всегда необходим запасной план. Отключения создателями мобильных операционных систем Крыма от своей инфраструктуры показывают, как уязвимы мобильные устройства к воздействию извне. В ситуации, когда по политическим причинам может случиться что угодно, вполне можно ожидать, что смартфон на базе Android или iOS станет просто бесполезным куском железа.

Билл Гейтс, объявивший в январе мобильный банкинг в числе приоритетов своего благотворительного фонда для борьбы с бедностью, считает, что полноценный банкинг можно построить и на базе SMS-сервисов. Ведь в некоторых развивающихся странах и обычных телефонов-то нет у половины населения, не говоря уже о смартфонах. При этом инновации в них, по мнению создателя Microsoft, еще дадут фору развитым странам — у бедных просто нет иного выбора из-за отсутствия традиционной банковской инфраструктуры. Почему бы и нам здесь, в России, не развивать SMS- и USSD-банкинг? Хотя бы в качестве резервного канала.

Игорь КОСТЫЛЕВ