Банковское обозрение: Урок истории от Германа Грефа

Альтернативы, которые перед нами есть, какой тип политики проводить? Первое - это мобилизационная экономика. О каких параметрах мы говорим? Что такое структурные реформы, макроэкономическая политика - слушается всегда с уважением, но каждый понимает что-то свое под этими заумным словами...

На какие рычаги мы можем повлиять. Экономические циклы? Точно не про нас. Можно бороться с текущими событиями, нельзя бороться с трендами, глупо выбрасывать на это деньги и усилия. Когда наступает время продолжительных ветров, бессмысленно строить забор, надо строить мельницу.

ДКП в мобилизационной экономике может быть и жесткой, и чрезвычайно мягкой. Бизнес-среда и инвестиционный климат продолжают ухудшаться, в мобилизационной экономике это неизбежно: государство мобилизует все больше и больше ресурсов, и перераспределяет их через госкомпании.

Второе - политика агрессивного стимулирования, когда очень мягкая ДКП приводит к тому, что ЦБ финансирует дефицит бюджета, из которого перераспределяются общественные ресурсы. Качество госуправления и инвестклимат не меняются.

Третье: поддерживается жесткая экономическая политика, сокращаются госрасходы, резко улучшается бизнес-климат и качество управления.

... Мы попали в очень нетривиальную ситуация, все понимают, что будет увеличение роли ЦБ в качестве источника фондирования и аллокация ресурсов на госкомпании неизбежна. Вопрос в мере этой аллокации: это необходимая мера или элемент осознанно проводимой политики?

Мы все хорошо объясняем, что происходит в экономике, про три группы факторов, но не говорим о корневых вещах, которые надо менять. Если базовых изменений нет, ничего не меняется, как бы эти три параметра не пытались двигать. Можно ужесточать или ослаблять денежную политику, не дай бог увеличивать расходы бюджета или ужесточать, но эффект будет примерно один и тот же.

Базовым во всей этой конструкции является соблюдение законов экономики. Почему мы к законам физики относимся с уважением, а к законам экономики - словно они резиновые и их можно натянуть на любые условия? Так не бывает.

СССР распался из-за потрясающей некомпетентности руководства в области экономики. Это ключевая причина: они не уважали законы экономики, даже скажу больше - они их не знали. Это их догнало. Нам очень важно извлечь уроки из собственной истории. Нельзя допустить повторения той же ситуации.

Когда я слышу: «слава богу, курс пошел вниз и импорт прекратился», я вздрагиваю. Я-то думаю о том, как мне строить высокотехнологичную компанию, а я сижу полностью на импортном продукте. Я не могу без благ цивилизации: хочу сидеть в интернет-банке, не хочу стоять в старый советский Сбербанк два часа в очереди, чтобы меня плохо обслужили.

Нам нужно радикально повысить качество управления. У нас немыслимые общественные издержки в области госуправления на единицу эффективности. В эту гигантскую мельницу неэффективности сколько ни заправляй зерна, муки мы не получим. Почему Силуанов трясется над бюджетом, говорит: не надо больше?! У нас 5 трлн рублей тратится на ФЦП. Давайте открыто спросим: чего эти ФЦП достигли за последние пять лет, на что эти деньги потрачены?

Если механизм будет работать как часы: не жалко ничего, я готов личных налогов платить больше. Но никто не верит в то, что будет создано нечто эффективно. Давайте обсуждать, как нам сделать эффективным механизм управления государства, госкомпаний - если не можем, давайте их приватизируем. И как нам заставить частные компании быть более эффективными, создав жесточайшую конкуренцию. У нас половина экономики монополизирована. Рубль улетел, политически доползли до 39,5 за доллар, но никто обратно отползать не будет.

Инвестиционный климат. Нельзя мотивировать людей как в СССР ГУЛАГом. Эта мотивация недолгая и она ломается. Люди не могут создавать творческие продукты в условиях, когда нет понимания текущей экономической политики. Сегодня у бизнеса самое популярное заявление - не на регистрацию предприятия, а на выезд, на получение вида на жительство.

Не надо заводить разговор о повышении налогов. Мы три года назад говорили, что нельзя повышать налог на малый бизнес. Повысили. Что получили: 30% малого бизнеса в течение года было убито. В этом году исправили, прирост регистрации в этом году только пошел - на 3%.

Сколько времени потратили с особыми экономическими зонами? Создали - льгот никаких. Зоны не всегда то, что обнесено забором. У китайцев все пошло. Созданы великие китайские компании. Давайте создавать условия - и администрирования, и налоговые.

Нужно перестать говорить о структурных реформах как о некой абстракции. Без исправления фундамента: качества управления и государственного, и корпоративного в стране ничего не произойдет.

По материалам форума ВТБ Капитал «Россия зовет!», 1–2 октября 2014 года

Герман ГРЕФ