BFM.ru: Счетная палата: бензин снова резко подорожает
В Счетной палате пока не берутся прогнозировать, на сколько повысятся цены на бензин, но напоминают, что с 1 января в полтора раза увеличатся топливные акцизы. Они должны были вырасти еще летом, но в мае, после того как взлетели цены на бензин, власти сначала отменили повышение, а потом даже понизили акцизы.
Пожар тогда погасили, цены успокоились. Но это было уже давно, так что с нового года бензин снова может подорожать. Скажется еще и повышение НДС. Примерная цифра — у президента Российского топливного союза Евгения Аркуши:
Евгений Аркуша
президент Российского топливного союза
«Прямой пересчет роста НДС и роста акцизов говорит о том, что это должно дать прирост ценам примерно на 4,5 рубля. Но у нас уже сегодня оптовые цены выше розничных. Ситуация вернулась уже к маю этого года, когда были приняты решительные действия правительством Российской Федерации. Уже сегодня розница убыточна, независимая розница повышает цены где-то на 4-5 рублей. Уже сегодня ситуация абсолютно нерыночная, абсолютно ненормальная».
Но акцизы и НДС — это далеко не все. В России завершается налоговый маневр, и это главная причина роста цен. Повышается налог на добычу нефти, то есть стоимость ее добычи растет, а значит, дорожает и переработка. И постепенно обнуляется экспортная пошлина, то есть убирают барьер между внутренней и внешней ценой.
Все могло пройти и не так болезненно, но происходит на фоне дорогой нефти и слабого рубля. Производителям невыгодно продавать бензин внутри страны: это прямой убыток, так как теряются деньги от продажи на экспорт. Или же цены на топливо у нас будут, как в Европе — примерно 100 рублей за литр.
Власти пообещали дать нефтяникам компенсации, если они будут сдерживать внутренние цены. Но пока никто не знает, как будет работать этот механизм. Допустим, нефтеперерабатывающий закон получит компенсацию. Но по пути от завода до заправки бензин все равно может подорожать, предполагает президент Независимого топливного союза Павел Баженов:
Павел Баженов
президент Независимого топливного союза
«Скорее, эта компенсация осядет в переработке и в итоге вряд ли дойдет до рынка и до оптовой цены. Без давления и без какой-то палки в цене опта мы этой компенсации не увидим».
И это еще не все. В России больше 30 НПЗ, в основном они принадлежат крупным нефтяным компаниям. У них проблем с компенсациями, наверное, не будет. Но около четверти заводов независимы от крупных нефтедобытчиков, и они могут не получить деньги от государства, сообщили «Ведомости». Чтобы их дали, нужно выпускать больше топлива высокого стандарта и модернизировать заводы. Но стоит сорвать график модернизации — а это может случиться по не зависящим от завода причинам — и власти перестанут давать компенсации. Значит, придется работать в убыток или повышать оптовые цены. Речь идет о девяти крупных НПЗ. Если вспыхнет новый ценовой пожар, то случится это сразу в нескольких регионах.
Михаил САФОНОВ