CNews: Центробанк представил план по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке

28 января 2015 г. на заседании подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг состоится рассмотрение дорожной карты по развитию в России электронного взаимодействия на финансовом рынке. Одним из основных показателей успешной реализации предусмотренных в документе мероприятий станет 30-процентное снижение уровня затрат на бумажный документооборот к 2018 г.

На портале участников системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) опубликован план мероприятий (дорожная карта) по развитию электронного взаимодействия на финансовом рынке. Документ будет рассмотрен 28 января текущего года на заседании подкомиссии по использованию ИТ при предоставлении госуслуг.

Речь идет о поэтапном налаживании прямого «бесшовного» электронного взаимодействия всех субъектов финансового рынка, унификации отчетности на основе международных стандартов (IFRS — International Financial Reporting Standards) и внедрении форматов передачи финансовой информации на основе стандарта XBRL (eXtensible Business Reporting Language; используется во всех странах BRICS, кроме РФ), а также создании унифицированной системы описания финансовых и бизнес-показателей (таксономии).

Дорожная карта была разработана межведомственной рабочей группой, формирование которой было инициировано распоряжением Банка России от 22 июля 2014 г.

В группу вошли представители Минкомсвязи, Минэкономразвития, Росархива, Росфинмониторинга, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, Федеральной налоговой службы, Казначейства и ФСБ, а также участники рынка и их профессиональные объединения, разработчики ПО и средств связи, экспертные организации.

В ЦБ отмечают, что развитие электронного взаимодействия, в том числе, является целью двух дорожных карт, разработанных в рамках национальной предпринимательской инициативы «Улучшение инвестиционного климата в РФ», но включенные в них мероприятия не в полной мере отражают проблемы финансовых рынков.

В докладе Центробанка основные барьеры для электронного взаимодействия скомпонованы по пяти основным группам: правовые (отсутствие нормативно закрепленной системы регулирования электронного документооборота и приоритет бумажных форм отчетности), психологические (низкая финансовая грамотность населения и восприятие электронных операций как наиболее опасных, сложных и нелегитимных), технологические (дороговизна и недостаточная распространенность электронной подписи, неудовлетворительная работа поддерживающих эту технологию удостоверяющих центров, аккредитованных Минкомсвязью), устаревшие подходы к идентификации клиентов и потенциал для роста мошенничества, включая киберпреступность.

За счет мероприятий, предусмотренных в дорожной карте, ЦБ совместно с федеральными ведомствами и общественными объединениями предстоит решить ряд конкретных задач. Среди них последовательное уменьшение доли «бумаги», улучшение механизмов взаимодействия ЦБ с участниками рынка (в том числе совершенствование систем сбора отчетности, качества надзора и регулирования), создание непрерывных цепочек электронного взаимодействия, предоставление его участникам (вне зависимости от их местоположения) равных возможностей по доступу на финансовый рынок, к финансовым услугам и инструментам.

Кроме того, дорожная карта предполагает повышение удобства работы, уровня доверия, психологического комфорта и безопасности операций в сфере предоставления розничных финансовых услуг, а также повышение эффективности мер по противодействию отмыванию преступных доходов и снижение непрофильных затрат финансовых организаций.

В Центробанке считают, что реализация запланированных мероприятий позитивно повлияет на конкурентоспособность российского финансового рынка, привлечет на него новых участников, повысит насыщенности финансовыми ресурсами.

Среди ключевых индикаторов достижения заявленных целей к 2018 г. в ЦБ выделяют снижение уровня затрат на бумажный документооборот на 30%. Доля продуктов и услуг, доступных клиентам финансовых организаций в электронном виде с текущих 18% должна дорасти до 85%. Востребованность услуг и сервисов, представляемых в электронном виде, с текущих 22% планируется довести до 65%. Уровень доверия к безопасности пользователей электронных технологий и сервисов с текущих 25% намечено увеличить до 60%.

Денис ВОЕЙКОВ