Деньги: Робот фискального образа
Эпоха налоговых схем, масштабного уклонения от НДС, обналички и "серых" зарплат, похоже, закончилась. 27 мая Федеральная налоговая служба открыла в подмосковной Дубне единый Центр обработки данных. Теперь налоговики смогут положить конец большинству налоговых махинаций и значительно увеличить доходы казны.
За первые четыре месяца 2015 года поступления НДС выросли на 20,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го и составили 930 млрд руб. Всего в консолидированный бюджет РФ поступило 4,9 трлн руб. (рост на 14,7%). Это результат не только инфляции: по расчетам Федеральной налоговой службы (ФНС), "из общего прироста налоговых поступлений в 630 млрд руб. почти 44% обеспечено за счет роста показателей налогового администрирования".
Для налоговиков это настоящее достижение. Особенно в том, что касается роста собираемости НДС. Много лет подряд темпы роста заявок на возмещение превышали темпы роста сбора самого налога. А уровень поступлений по сравнению с ВВП страны был удивительно низок.
Это было связано с разного рода схемами по уклонению от уплаты НДС. Разрыв цепочки с помощью "помоек", "бабочек" и фирм-однодневок был прекрасным источником легализации криминальных денег, неучтенной наличности для выплаты зарплат в конвертах, дачи взяток, не говоря уже об откатах в коммерческом обороте и при госзакупках. Не раз поднимался вопрос о том, чтобы заменить НДС либо налогом с продаж, либо налогом с оборота. Однако в Минфине считали, что новые налоги будет гораздо сложнее администрировать.
По оценкам Всемирного банка за 2008 год, объем незаконных вычетов достигал 2% ВВП — сейчас это было бы около 1,5 трлн руб. (в 2014 году ФНС собрала 2,3 трлн руб. НДС). По некоторым другим оценкам, потери бюджета из-за уклонения от НДС еще выше. А если учесть, что выведенные в тень деньги — без налогов и соцвзносов — были превращены в личный доход, эту сумму можно было бы смело удвоить.
Центр обработки данных (ЦОД; Big Data), кажется, "убьет экономику самих схем", говорит "Деньгам" финансовый директор крупной фирмы на условиях анонимности. По его мнению, организация цепочек по выводу НДС действительно стала невыгодной и многие конторы за прошлый год позакрывались. "Когда вас видят, вам начинают задавать много неудобных вопросов,— говорит он.— Стоимость таких услуг повышается, а их использование становится невыгодным. Если за обнал брать 30%, кому он будет нужен?"
Однако НДС не единственный источник "серых" зарплат, напоминает партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин. А собеседники "Денег" из рядов "оптимизаторов" рассказывали, что схемы теперь строят вокруг налога на прибыль, а также "эксплуатируя некоторые особенности Таможенного союза".
ПДД для бизнеса
Для ФНС Big Data — это возможность кардинально изменить подход к контролю. Раньше базами данных располагали только территориальные налоговые службы. Сложность обмена информацией между тысячами инспекций увеличивала срок проверки, привязывала налогоплательщиков к конкретным адресам и порождала низовую коррупцию.
Теперь все данные будут скапливаться в одном месте, в Дубне, а у ФНС появится федеральный файл по всей стране с информацией обо всех операциях всех компаний. Это позволяет перейти к экстерриториальному принципу работы. Например, подать документы на регистрацию московского ИП можно будет в любой инспекции страны. То же касается любых других услуг.
Ради упрощения некоторых процедур никто строить ЦОД не стал бы. Настоящая революция совершается в контроле за уплатой НДС. В 2007 году у ФНС забрали полномочия по расширенным (выездным) проверкам и поставили задачу сократить число контактов с компаниями. "Фактически осталась только камеральная проверка, а до 2015 года это контроль вслепую,— говорит источник "Денег", близкий к ФНС.— Приходилось запрашивать огромное количество документов. А если к моменту истребования там уже никого нет, вы можете обратиться в банк, но он вам даст операции только по банковскому счету. А мы с вами понимаем, что денежные и товарные потоки не всегда совпадают. В результате собираемость налогов снижается". Новая система позволит видеть все операции в режиме реального времени.
Мощные серверы нужны не столько для сбора данных, сколько для их накопления и формирования налоговой истории в рамках второй автоматизированной системы контроля НДС (АСК НДС-2). Информация будет храниться пять лет, после чего уйдет в архив. Вечно хранятся только счета-фактуры (в 2015 году должно быть около 1,5 млрд штук).
По аналогии с кредитной историей физлиц налоговая история позволит выделять компании, которые в прошлом участвовали в различных схемах по уклонению от уплаты НДС, обналичиванию средств и выводу денег за рубеж, а также вообще были замечены в цепочках НДС "с разрывами". Для этого с 1 октября 2013 года в рамках системы АСК НДС-1 был введен риск-ориентированный подход. Это "светофор": в базе данных компании--плательщики НДС окрашиваются в красный, желтый или зеленый цвет. Автоматически — система сама сверяет отчетности, находит расхождения и присваивает уровень риска. В ФНС рассказывают, что в 2013 году "красных" было 4%, сейчас — 1%, а "желтых" много — более 50%, в основном это средний бизнес. Крупный бизнес, состоящий на учете в межрегиональных инспекциях, почти весь "зеленый".
Конкретный алгоритм, при помощи которого система раскрашивает базу, налоговики раскрывать не собираются. Понятно, что в "красные" попадают компании, по которым невозможен постконтроль,— фирмы-однодневки. У них нет налоговой истории, и если возместить им НДС, то можно их больше никогда не увидеть. То же касается и новых компаний — налоговики вынуждены с подозрением относиться к компаниям, которые еще не успели начать бизнес, а уже решили "возместиться". "Зелеными" они станут, когда заслужат доверие. Законопослушным предпринимателям это не должно создать много проблем. "Расскажи, с кем ты общаешься. Если все хорошо, вопросы на этом заканчиваются",— успокаивают в ФНС.
Налоговые камеры
Если АСК НДС-1 работала только с "возмещенцами" (примерно 35 тыс. в квартал), то благодаря ЦОДу в Дубне ее вторая версия сможет сканировать абсолютно все операции. Это позволяет рисовать "деревья связей", прослеживая пути от "помойки" или "транзитера". Например, если плательщик предъявил 116 тыс. руб. НДС, а должен был 116 млн руб., налоговая не имела права его проверять, если он не требовал решения о возмещении.
Теперь все операции видны налоговой, и в случае заключения сделки с подозрительной фирмой будет отправлено "письмо счастья". Компании предложат исправиться и перестать вести дела с такой фирмой. Если же она откажется или через какое-то время начнет вести операции с другими фирмами, у которых прежние владельцы, то налоговая инспекция будет "общаться с ними плотнее".
По мнению Костальгина, такой подход несправедлив по отношению к добросовестным налогоплательщикам, которым придется тратить больше денег на проверку своих контрагентов: "Выяснить, в каком колене ваш партнер участвует в цепочке по выводу НДС, очень сложно, но вопросы налоговая почему-то будет задавать вам, а не "помойкам"". Наконец, цепочки можно вести через страны Таможенного союза, говорит другой собеседник "Денег", где око ФНС уже ничего не увидит.
Налоговики считают, что, когда их "деревья связей" станут полностью разноцветными, бизнес сам откажется от сомнительных схем. Это называется "управление поведением". Психология такая же, как с камерами видеонаблюдения: если человек знает, что за ним следят, то автоматически снижает скорость. А теперь представьте, что камеры висят не кое-где, а повсюду. Что главные бухгалтеры "серых" фирм будут знать: налоговая видит все, неудобные вопросы неизбежны.
В ФНС не хотят никого пугать, главное — изменить среду. Есть проблема: отказ от схем в каждой отрасли должен идти синхронно, иначе из-за искажения конкурентной среды многие просто обанкротятся. Такой отраслевой диалог уже идет, но для его эффективности система все же должна лучше показать, на что способна. "Надежда на коллективную осознанность как раз и может стать ахиллесовой пятой,— говорит Костальгин.— Одно дело нефтяная отрасль, где немного компаний и договориться проще. А как быть с отраслями мелкой торговли? Получается, что средний бизнес будут подталкивать к коррупции".
В ФНС надеются, что и коррупцию можно победить с помощью Big Data. Раньше налоговый инспектор сам принимал решение, кого проверять, а кого нет. Теперь наводку на схемы дает компьютерная программа. А если инспектор решил проверить "зеленую" компанию, а "красную" игнорирует, у ФНС будут вопросы. Для этого созданы отделы камерального контроля, следящие за тем, как проходят проверки.
Работой с НДС и улучшением качества налоговых сервисов возможности Big Data, конечно, не ограничиваются. Постепенно у налоговиков могут появиться новые задачи и новые возможности. Легко, например, представить механизм сравнения НДФЛ, уплаченного конкретным гражданином за несколько лет, и зарегистрированного на его имя имущества. Впрочем, есть шанс, что наведение порядка в том, что касается НДС, сделает этот тип контроля ненужным: уже к концу этого года станет ясно, вырастет ли собираемость НДФЛ синхронно с НДС.
Артем НИКИТИН