Коммерсант FM: «Население действует по принципу «бери сейчас — потом дороже будет»

Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики доложил об обрушении среднегодового индекса уверенности предпринимателей в 2014 году до 0%. Россияне продолжают активно покупать продукты впрок. Больше всего потребителей интересует непродовольственный сектор, отмечают собеседники "Коммерсантъ FM".

Среднегодовой индекс уверенности продавцов в этом году рухнул до 0%. Такие результаты приводятся в докладе Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. Как отмечают эксперты, хуже всего ситуацию оценивают продавцы продовольственных товаров. В четвертом квартале индекс уверенности в этом сегменте упал до 1%. Это минимальный показатель за последние пять лет. Ритейлеры бытовой техники и одежды чувствуют себя увереннее, с октября по декабрь показатель снизился лишь на один пункт и составил 3%. Потребительская активность сейчас направлена именно на непродовольственный сектор, отметил директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович.

"С учетом того, что сейчас четвертый квартал, предпраздничный, идет ажиотажный спрос, особенно в связи с падением рубля. Население проявляет повышенную потребительскую активность по принципу "бери сейчас — потом дороже будет". Очень плохие прогнозы у ритейлеров на начало следующего года, ждут и сокращения розничного товарооборота, сокращения ассортиментной линейки повышения цен и резкое сокращение численности занятых", — сообщил Остапкович.

Эксперты также отмечают, что ритейл постепенно теряет статус основного драйвера роста для экономики в целом. Предприниматели видят все больше рисков и сворачивают инвестиции. Больше всего ритейлеров настораживает экономическая напряженность, прекращение роста реальных доходов населения и негативное влияние продовольственного эмбарго. Потребители продолжают активно покупать продукты впрок, считает независимый эксперт Роман Гринченко.

"Если говорить о продовольственном сегменте, то я не наблюдаю снижения спроса, я наблюдаю, наоборот, ажиотажный спрос, в особенности вокруг товаров длительного хранения. После Нового года будет, помимо того, что сезонное снижение спроса, так еще и то, что люди уже закупились товарами длительного хранения, может повлиять. Если говорить о продовольственном секторе, несмотря на повышение спроса в целом, за год, скорее всего, мы будем наблюдать снижение объемов продаж. Еще с середины года потребители старались отказываться от дорогостоящих покупок плюс старались меньше совершать покупок в кредит", — рассказал "Коммерсантъ FM" Гринченко.

Рост потребительского спроса в декабре приведет к провалам на рынке в начале следующего года. К этому моменту россияне удовлетворят потребности в товарах длительного пользования и начнут экономить на продуктах, считает финансовый аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.

"В целом по рынку будет плавное снижение, спрос на товары длительного пользования протянет больше всего, однако спрос на товары не длительного пользования, в основном это продукты питания, сохранится в сегменте дисконтной торговли, в сегменте магазинов "у дома" и будет снижаться в среднем и высоком ценовом сегменте, это торговые центры, которые подразумевают поездки и крупные покупки", — отметил Нигматуллин.

Согласно прогнозу Минэкономразвития, в следующем году реальные располагаемые доходы населения упадут почти на 3%. По оценкам ведомства, в этом году рост доходов составит всего 0,3%. В министерстве также ожидают, что оборот ритейла в 2015 году снизится почти на 4 процентных пункта против ожидавшегося ранее роста в 0,6 процентных пунктов.

Юлия БЕЗРУКОВА