Коммерсант FM: «Вся система страхования в России поощряет страховое мошенничество и автокриминал»

Наибольшие опасения у участников страхового рынка вызывает сегмент автострахования. В сложном положении оказались в первую очередь игроки с высокой долей ОСАГО в портфеле. Несмотря на реформу 2014 года, тарифы остаются слишком низкими, уверяют страховщики. А устанавливать базовые ставки выше максимального уровня компании не вправе. Подробнее — в материале Альбины Хазеевой.

"Коммерсантъ FM" исследует ситуацию в разных секторах российского бизнеса, чтобы узнать, с какими трудностями столкнулись предприниматели и что они делают для того, чтобы не просто удержать, но и развить свое дело в эти сложные времена. Прямо сейчас — о страховых компаниях.

По данным Российского союза автостраховщиков, в прошлом году средняя выплата по ОСАГО увеличилась почти на 24%. Это связано, прежде всего, с тем, что подорожал ремонт машин. В свою очередь, средняя премия по договору выросла лишь на 11%. С 1 апреля лимит выплат за вред жизни и здоровью увеличится втрое — с 160 до 500 тыс. Участники рынка надеются на корректировку тарифов с учетом инфляции и курса рубля. Если они останутся на прежнем уровне, показатель убыточности может вырасти со 102 до 107%. Такой прогноз опубликовал Всероссийский союз страховщиков. Жесткая позиция судов и колоссальный уровень мошенничества усугубляют положение игроков. Однако, вместо того чтобы закрывать лазейки для преступников, компании просто отказываются от продажи полисов в убыточных регионах, заявил президент Ассоциации по защите прав автострахователей Максим Ханжин.

"Вся система страхования в России поощряет страховое мошенничество и автокриминал. Не менее 40% от всех выплат уходит мошенникам. Мне кажется, было бы логичным пересмотреть свое отношение к страховым компаниям и все-таки разработать стратегию, по которой мы будем уходить от денежных выплат, будет только натуральная форма возмещения, чтобы люди получали только ремонт", — отметил Ханжин.

Добровольное автострахование тоже становится все более убыточным. Стоимость ремонта в сервисах резко выросла, из-за чего страховые компании несколько раз повышали тарифы за последние месяцы. Премии по старым договорам игроки пересмотреть не могут. Чтобы сократить потери, они ведут переговоры со станциями техобслуживания. Продажи новых полисов КАСКО у дилеров снижаются. При этом по необъяснимым причинам выросла активность страховых агентов, заявил заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов.

"Агенты находят клиентов, которые заинтересованы в страховании КАСКО автомобилей, и страхуют их больше, чем страховали их до начала кризиса. Мы пытаемся сейчас активизировать нашу агентскую сеть с тем, чтобы они больше продавали продуктов по страхованию физических лиц. Это страхование не настолько связано с изменившимся курсом рубля, здесь стабильные цены. Этот вид страхования достаточно рентабелен, что позволяет нам компенсировать риски, которые мы несем в тех инструментах, где мы не можем управлять убыточностью, поскольку не определяем тарифов, я имею в виду проблемы с ОСАГО", — отметил Иванов.

Спрос на добровольное медицинское страхование, скорее всего, будет снижаться. Многие работодатели сейчас сокращают соцпакеты. В такой ситуации страховщикам невыгодно значительно повышать тарифы. Избежать этого непросто: клиники поднимают цены, в том числе и на те услуги, которые напрямую не зависят от курса валют. Позитивная ситуация пока складывается на рынке страхования жизни. В прошлом году он вырос на 30%. Декабрь стал рекордным месяцем по объему продаж, несмотря на стремительное падение кредитного страхования. К тому же, с 1 января клиенты, которые заключили договоры на срок от пяти лет и больше, получили право на налоговый вычет. В кризис будут востребованы накопительное и инвестиционное, а также рисковое страхование жизни. Росту популярности последнего способствует появление понятных доступных полисов, сообщил гендиректор компании "Сбербанк страхование жизни" Максим Чернин.

"Компании начали делать коробочные продукты для посредников, в первую очередь банков. А на страхование жизни больше 80% продаж осуществляется банками. Эффект очень низкой базы позволит нам продемонстрировать рост. Клиент может буквально за пять-семь минут купить продукт, который защищает финансовое состояние его семьи от негативных факторов — тяжелых травм или ухода из жизни кормильца. И семья в этот момент получает существенную, значимую выплату", — отметил Чернин.

Глубокий кризис в туристической отрасли ударил по компаниям, которые специализируются на страховании путешественников. Наименее уязвимы оказались игроки со сбалансированным портфелем. Так, компания "Европейское туристическое страхование" работает и с индивидуальными выезжающими, и с корпоративным сектором — организациями, чьи сотрудники часто совершают деловые поездки. В нынешних условиях нужно развивать и продукты для внутреннего рынка, уверена директор компании Юлия Алчеева.

"Мы сейчас активно к весенней выставке готовим презентацию продуктов страхования по России, потому что внутренний туризм обещает быть в этом году интересным, востребованным, плюс еще у нас есть страхование посещения мероприятий, потихоньку набирает оборот. Пойти на спектакль или концерт может иногда стоить очень больших денег, и здесь важно застраховаться, в том числе, когда такое посещение невозможно по субъективным причинам", — пояснила Алчеева.

По оценке рейтингового агентства "Эксперт", при негативном сценарии объем страхового рынка в этом году не превысит значения 2014 года. Базовый вариант предполагает прирост на 5-8%, что значительно ниже прогнозируемого уровня инфляции. Страховые компании активно работают над оптимизацией расходов — уменьшают маркетинговые и рекламные бюджеты, сокращают персонал. Несмотря на все усилия бизнеса, для многих игроков кризис окажется непреодолимым препятствием. По некоторым оценкам, свое существование прекратит половина участников рынка.