Коммерсант FM: «Raiffeisen посчитал, что рынок автокредитования для него окажется убыточным»
Raiffeisenbank прекратит программы автокредитования. Как сообщил глава Raiffeisenbank International Карл Севельда, кредитная организация намерена оптимизировать свой бизнес в России. В частности, банк планирует закрыть офисы в 15 российских городах и открыть шесть новых филиалов в Москве. Заместитель главного редактора портала "Банки.Ру" Семен Новопрудский обсудил тему с ведущим "Коммерсантъ FM" Маратом Кашиным.
— Как вы думаете, почему Raiffeisenbank отказывается от автокредитования? Ведь это одна из самых надежных форм кредитования, есть предмет залога, в конце концов, и автомобиль становится собственностью банка, правильно, на время выплаты кредита?
— Да, но ситуация такова, что этот предмет залога стал не таким желанным, конечно, в последнее время. Идет резкий объем продаж, и банки, для которых автокредитование не было ключевой специализацией, а Raiffeisen к таким все-таки относится, автокредитование не было ключевым его бизнесом, но полагают, что ситуация на автомобильном рынке такова, что автокредитование будет показывать существенные убытки, скорее всего. Видимо, Raiffeisen так решил в этом году. Если продлят льготную программу утилизации автомобилей, то тогда, скорее всего, спад продаж в России составит 25%. То есть так он может быть еще больше.
По февралю 2014 года спад продаж был 36%. Понятно, что при таких темпах падения продаж люди перестают считать автомобиль средством передвижения и начинают считать его роскошью. То есть, видимо, Raiffeisen посчитал, их аналитики, что этот рынок для них окажется однозначно убыточным в этом году и решили пока уйти. Может, они когда-нибудь и вернутся в этот сегмент, но явно не сейчас. Они решили, что так лучше.
— Многие ли банки отказались уже от автокредитования? Будут ли дальнейшие отказы вслед за Raiffeisen?
— Публично полностью об отказе от автокредитования я не слышал, чтобы кто-то объявлял, но все беседы с банкирами говорят о том, что на рынок автокредитования, по крайней мере, в 2015 году точно не закладываются как на рынок, где может быть какой-то рост. То есть, скорее, прогнозируется, что этот сегмент кредитования уйдет в минус. Это во-первых.
Во-вторых, полагают, что в первую очередь именно на автокредитовании может сказаться изменение потребительской стратегии россиян. Например, в 2014 году по разным оценкам, порядка 37% всех автомобилей в России покупались в кредит. Даже если примерно такая пропорция сохранится, при падении продаж, как минимум, на четверть — судя по всему, в 2015 году действительно будет продано автомобилей существенно меньше, чем в прошлом году — соответственно, существенно меньше будет и попыток брать автокредит.
Тут нет даже прямой зависимости. Понятно, что люди могут перестать брать автокредиты в еще большей степени, чем покупать автомобили, понимая, что сейчас такая ситуация, что если нет острой необходимости, то смену автомобиля лучше отложить до улучшения ситуации в экономике, до того, как станет понятней, как они смогут зарабатывать деньги, до того, как их доходы перестанут падать.
Я думаю, что мы еще можем услышать и от других банков, что они покинут рынок автокредитования. Пока этот рынок может быть даже под наибольшим ударом вместе с розничным беззалоговым кредитованием в силу того, что именно потребительское поведение россиян может существенно измениться под влиянием падения доходов и общей экономической ситуации в стране.
— Скажите, дилеры могут как-то заинтересовать, удержать банки, для того чтобы была возможность все-таки продать автомобили тем, кто хочет взять их в кредит?
— Как я понимаю, автодилеры действуют по-разному. Мы не говорим про крайние случаи, когда General Motors объявляет об уходе с рынка, но некоторые либо сокращают поставки автомобилей, либо, наоборот, пытаются их продать по льготным ценам. Могут постараться сделать какие-то прогибы для удержания рынка. Все будет зависеть еще и от общей конъюнктуры. То есть понятно, что все крупнейшие автоконцерны транснациональны, они смотрят, что если у них на этом рынке начинаются убытки, они смотрят, могут ли они это компенсировать на другом рынке.
Если у них хорошие продажи идут в других местах, они могут не предпринимать каких-то решительных действий. Если они видят, что рынок для них важен, они могут какие-то такие действия предпринять. Но некоторые концерны уже пытались фактически свои банки создавать, возможно, такая тенденция продолжится. Но в любом случае понятно, что как раз для банков, для которых автокредитование не было основной специализацией, сейчас наступает момент истины.
Они вполне могут повторить то, что сделал Raiffeisen, потому что они чувствуют, что ситуация не благоволит автокредитованию по совершенно объективным причинам. С другой стороны, автокредитование, авторынок — один из тех, кто и первым поднимается в случае, если начинается какое-то существенное улучшение в экономике. Совершенно не исключено, что кто-то потом и вернется на рынок автокредитования, но сейчас действительно такая ситуация, когда, мне кажется, стратегически не мыслят.
Для Raiffeisen, конечно, это может быть и стратегическим решением, то есть они, может быть, просто не захотят больше развивать автокредитование в России. Но в целом, конечно, скорее, банки займут выжидательную позицию по этому вопросу, потому что авторынок действительно и так циклично всегда развивается. Бывают взлеты и падения, по два-три года обычно такие периоды длятся, но сейчас понятно, что есть гораздо более общие причины, по которым падает российский авторынок.