Forbes впервые оценил продажи в Рунете
Число пользователей интернета в возрасте старше 12 лет в России достигло 95,5 млн — это эквивалентно 78% жителей страны этой возрастной категории, свидетельствуют данные Mediascope. Рост аудитории за два года на 10% обеспечен в основном за счет старшего поколения и проникновения мобильного интернета. Россияне старше 16 лет проводят в интернете 7 часов 17 минут ежедневно — больше, чем, например, американцы (6 часов 42 минуты), китайцы (5 часов 50 минут), немцы (4 часа 52 минуты). Это уже данные другого исследования, глобального отчета Digital 2020, который ежегодно выпускают We Are Social и Hootsuite.
Что делают наши сограждане в интернете? Общаются в соцсетях и мессенджерах, ищут информацию, читают новости, смотрят видео и, конечно, тратят деньги. 60% российских пользователей интернета совершают покупки в сети, причем половина из них с помощью мобильного телефона. Но при этом по сравнению с жителями других стран россияне пока тратят очень мало денег в интернете — всего $190 на человека в год (американцы — почти $1400, немцы — около $1100, китайцы — чуть более $1000).
В мире самые большие рынки онлайн-торговли — это путешествия ($1,19 трлн) и одежда и косметика ($620,1 млрд), то есть товары и услуги физического мира. В этом году мы решили более пристально изучить продажи разных компаний в интернете и составить отдельный рейтинг на эту тему.
Бизнес таких компаний, как Wildberries, нам представляется в чем-то похожим на бизнес компаний вроде «Аэрофлота». Их товары существуют, услуги оказываются в офлайне, а интернет для них лишь канал продаж: для первой компании единственный, для второй — важнейший. Именно это отличает их от интернет-компаний вроде «Яндекса» и Mail.ru, существование которых было бы невозможно без интернета ни в каком виде. Именно в этом месте проходит водораздел между компаниями, попавшими в наши два рейтинга.
С дальнейшим проникновением интернета, ростом онлайн-продаж вплоть до 100% «Аэрофлот» не превратится в интернет-компанию: он по-прежнему будет выполнять перелеты между реальными городами на физически существующих летательных аппаратах. Без этого авиакомпании нечего будет продавать в интернете.
А вот бизнес-модель Wildberries меняется уже сейчас. Значительную часть ее оборота обеспечивает маркетплейс, который другие компании используют для продажи своих товаров в интернете. Тогда как продажи собственных товаров Wildberries сокращаются и, по ее планам, будут сокращаться дальше. Это означает, что компания миллиардера Татьяны Бакальчук F 94 превращается из интернет-магазина в интернет-компанию наподобие «Яндекс.Такси» или Delivery Club, входящих в состав интернет-гигантов «Яндекс» и Mail.ru соответственно. Она будет зарабатывать уже не на разнице между закупочной и рыночной ценой товара, проданного в интернете, а на комиссии за организацию чужих продаж на собственной раскрученной площадке.
Относительно низкий средний чек в России оставляет огромный простор для роста бизнеса компаний, торгующих в интернете, и создания новых игроков. В октябре 2019-го китайский интернет-гигант Alibaba, Mail.ru Group, «Мегафон» и РФПИ завершили создание совместной компании в сфере электронной коммерции — AliExpress Russia. С большой вероятностью e-commerce останется основным полем битвы инвесторов в 2020 году наряду с FoodTech, отмечает инвестиционный менеджер iTech Capital Алексей Рожин. 2019-й показал высокий спрос со стороны стратегов на сервисы доставки продуктов и экосистемы вокруг ключевых приложений («Яндекс.Еда», Delivery Club). X5 Retail Group не отстает и, вероятно, будет расширять свои сервисы, считает эксперт.
«Сделки могут быть в таких секторах, как онлайн-образование (edtech), юридические услуги (legaltech), инструменты для онлайн-маркетинга, сервисные услуги для домохозяйств и т. д.», — считает генеральный директор Skolkovo Ventures Владимир Сакович.
И действительно, очередной раунд инвестиций ждет, например, Skyeng. В прошлом году Skyeng оценили в $100 млн, и цена компании растет. 2019 год вообще был богат на события, связанные с бизнесом в интернете. Весной, впервые за несколько лет, российская компания разместила свои акции на бирже NASDAQ — HeadHunter оценили в $675 млн. Прошел без малого год, и теперь ее капитализация превышает $1 млрд.
Грань между цифровой и реальной экономикой с каждым годом становится все менее заметной, и не только потому, что офлайн-бизнес хорошо освоился в интернете. «Интересно выглядит Сбербанк, обновивший команду SberX и более ярко сформировавший свою публичную стратегию в этом секторе. Думаю, в 2020 году можно ожидать от них несколько хороших сделок», — отмечает Сакович.
Важным трендом 2019-го также стал уже четко зафиксированный выход «Яндекса» в офлайн-сегменты — автопилотируемый транспорт, умные колонки. Пока мы готовили этот номер, капитализация главного интернет-гиганта России впервые превысила 1 трлн рублей.
Ирина КАЗЬМИНА Forbes Staff, Данил СЕДЛОВ Forbes Staff