Forbes Russia: Би-би-си рассказала о новой технологии блокировки Telegram за 20 млрд рублей

В следующем году Роскомнадзор собирается внедрить новую технологию для блокировки запрещенных сайтов, в том числе Telegram. Об этом сообщает Би-би-си со ссылкой на два источника — человека, знакомого с деталями разработки проекта, и собеседника, близкого к одной из компаний- разработчиков. Речь идет о технологии deep packet inspection (DPI, «глубокий анализ пакетов»). Технология состоит в следующем: интернет-провайдер устанавливает у себя программно-аппаратный комплекс, который анализирует трафик и выделяет свойственные тем или иным сайтам или приложениям пакеты трафика. Таким образом, комплекс может отсекать нежелательный трафик.

Эта система, первые испытания которой, как писал Reuters, в августе провела межведомственная комиссия при участии ФСБ, министерства цифрового развития и Роскомнадзора, в корне отличается от тех механизмов, которые используются для блокировки нежелательных сайтов сейчас. Сейчас доступ блокируется по IP-адресу, из-за чего могут пострадать сторонние ресурсы (так было весной 2018 года, когда Роскомнадзор, пытаясь закрыть доступ к Telegram, заблокировал 11 млн IP-адресов). Это привело к тому, что сейчас Роскомнадзор, по словам собеседника Би-би-си, знакомого с деталями внедрения систем DPI, ограничивается «симуляцией» блокировки. По словам собеседника Би-би-си, тестирование технологии DPI может проводиться в сетях «Ростелекома» и оператора Tele2 (в компаниях не стали это комментировать).

По словам двух источников Би-би-си, стоимость внедрения технологии (закупка и установка оборудования) может составить до 20 млрд рублей. Источник Би-би-си, близкий к одному из разработчиков системы блокировки, говорит, что все оборудование будет закуплено за государственный счет и установлено на сетях крупных операторов в узловых точках рунета.

Роскомнадзор отказался от комментариев Forbes.

Операторы связи блокируют доступ к мессенджеру Telegram в России с 16 апреля 2018 года. Это было сделано по решению суда после того, как мессенджер отказался предоставить ФСБ ключи для дешифровки переписки пользователей. Пользователи мессенджера для того, чтобы обходить блокировку, активно начали пользоваться VPN. В октябре 2018 года ежедневная аудитория Telegram, по данным Mediascope, составила 3,4 млн человек в возрасте от 12 до 64 лет, ежемесячная аудитория приложения приблизилась к 9,3 млн человек. Таким образом, ежедневная и ежемесячная аудитория по сравнению с октябрем 2017 года выросла в полтора раза и на 27% соответственно.