Forbes Russia: Заслон автохламу. Программу льготного автокредитования продлили на два года
Правительство России продлило программу льготного кредитования при покупке автомобилей до 2020 года и ввело дополнительные льготы при автокредитовании для жителей Дальнего Востока. Соответствующее постановление подписал 26 июля российский премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Действие программы льготного автокредитования продлено на 2018-2020 годы», — говорится в пояснительной записке к документу, опубликованной в понедельник, 30 июля, на сайте кабинета министров. Одновременно правительство увеличило до 25% от стоимости приобретаемого автомобиля скидку, представляемую в рамках социальных программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» для жителей Дальневосточного федерального округа.
Цель данной меры — достичь примерного стоимостного паритета новых автомобилей российского производства и автомобилей, бывших в употреблении.
Предусмотренный объем финансирования программы — 15 млрд рублей. Она позволит уже в 2018 году продать по механизму льготного автокредитования 45 100 автомобилей. Из них 5800 автомобилей будут реализованы в Дальневосточном федеральном округе.
Программа льготного автокредитования была запущена в России в 2009 году. В рамках программы государство субсидировало банкам две трети ключевой ставки ЦБ. Изначально программа была рассчитана на два года и действовала до начала 2011 года. Программа была возобновлена в 2013 году со сроком действия в год.
В декабре 2014 года премьер-министр Медведев поручил Минпромторгу, Минфину и Минэкономразвития проработать до начала февраля 2015 года вопрос о целесообразности возобновления программы льготного автокредитования. Новая программа стартовала в апреле 2015 года. Ее основным отличием от предыдущих программ было то, что были ограничены максимальные ставки для конечных заемщиков. Обеспечением кредита являлся залог приобретаемого автомобиля. Минимальный первоначальный взнос при покупке автомобиля в рамках программы — не менее 20% от его стоимости.
Ставка кредитования, предусмотренная кредитным договором, определялась в виде разницы между ставкой банка и двумя третьими ключевой ставки ЦБ. При этом срок кредита не должен был превышать трех лет, а процентная ставка банка не могла превышать ключевую ставку ЦБ более чем на 10 процентных пунктов. Таким образом ставка для конечного потребителя с учетом субсидии (2/3 ключевой ставки) не превышала 15%.
По расчетам Минпромторга, продажи автомобилей в рамках новой программы за период с апреля по декабрь 2015 года должны были составить 200 000 штук.
В мае 2017 года Медведев подписал постановление о продлении программы льготного автокредитования на 2017 год. В рамках программы кредитные организации предоставляют скидку в 10% от стоимости автомобиля на уплату первоначального взноса при его покупке. Позднее затраты возмещаются банкам из федерального бюджета.
В 2017 году в правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным физическим лицам на приобретение автомобилей, были внесены изменения. Предельная стоимость автомобиля, реализуемого по программе, была увеличена с 1,15 млн до 1,45 млн рублей. Эта мера была призвана компенсировать подорожание автомобилей, произошедшее в 2016 году, и расширить перечень субсидируемых марок и моделей автомобилей. Правительство рассчитывало, что продление программы стабилизирует производство и продажи автомобилей, сохранит трудовую занятость в автопроме и смежных отраслях и создаст благоприятные условия для приобретения автомобилей в кредит.
Минпромторг, подготовивший постановление правительства в прошлом году, рассчитывал, что по программе льготного автокредитования будет реализовано 350 000 автомобилей.
По данным 4100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в 2017 году количество выданных автокредитов выросло по сравнению с 2016 годом на 29%. В первом квартале 2018 года было выдано более 164 000 автокредитов, что на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.
За весь 2017 год россияне получили кредиты на сумму около 520 млрд рублей. Это почти в два раза больше, чем в 2015 году, когда объем кредитов составил 270 млрд рублей. По словам гендиректора Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Александра Викулина, во многом это связано с ростом среднего размера автокредита: если в 2015 году средний размер кредита на покупку автомобиля составлял 559 000 рублей, то в 2017 году он вырос до 692 000 рублей. В первом квартале 2018 года этот показатель преодолел рубеж в 700 000 рублей.
Андрей ЗЛОБИН, Forbes Staff